Общество

Остров Кирпичный

Если сравнивать Астану с материком, то жилой массив Кирпичный, расположенный в северо-восточной части столицы, был не просто городской окраиной, причем одной из самых старых,
а настоящим островом. Остров этот представлял собой весьма специфическую территорию с очень самобытным миром. Поэтому, рассказывая о сегодняшнем дне Кирпичного, просто необходимо вспомнить его прошлое.

Шумел камыш
В быстрорастущих мегаполисах, к каким относится Астана, и окраины меняются стремительно. Как правило, ими становятся новые микрорайоны или бывшие поселки, еще вчера относящиеся к области, а теперь вошедшие в городскую черту. А старые окраины часто превращаются в самые что ни на есть центральные районы. Но Кирпичному до этого, увы, еще далеко.

Если когда-нибудь у каждого городского района появится свой персональный герб, то символом Кирпичного должен стать камыш, притом что данная территория расположена вдалеке от реки. Краеведы утверждают, что когда-то на месте Кирпичного располагались мелкие озера и болота, кишащие пернатой дичью, и это было излюбленное место акмолинских охотников. Давным-давно эта территория превратилась в промышленную зону, а вот камыш сохранился. И в свои «урожайные» годы разрастается так, что становится проблемой для жителей массива, местные власти борются с камышом классическим способом – путем подрезки.

Своим появлением нынешний массив обязан строительству в советские времена завода по производству кирпича, который и подарил название всей окрестной территории.

«Единица». Конечная
Так уж получилось, что автору этих строк лет двадцать назад приходилось по долгу работы периодически посещать Кирпичный, и большого удовольствия эти вояжи, признаться, не вызывали. Попасть на Кирпичный тогда можно было одним путем – на автобусном маршруте №1, соединяющим юго-западную и северо-восточную части города. Причем ожидание этого автобуса, график которого частотой не отличался, требовало изрядного терпения. Дальше было долгое петляние по центру города, проезд через базар, пересечение горбатого моста. Чуть дальше был поворот налево, и автобус выезжал на центральную «авеню» массива – улицу Чехоева. Конечная остановка носила загадочное название – «Горем-15», хотя, по сути, автобус просто упирался в камыши. Из всех городских окраин Кирпичный производил, пожалуй, самое унылое впечатление. Помимо вышеуказанной сухой камышовой флоры, его визитной карточкой являлись жуткие барачные строения, хотя точнее их следовало бы называть барачными развалинами. Возникало ощущение, что они никогда не были новыми, будто их и соорудили такими убогими.

Грязь осенью и весной не волновала, поскольку воспринималась как непременный атрибут окраин. Как и собаки, цепные и бродячие, они своим лаем и воем создавали звуковой фон района. А визуальной ассоциацией являлись бесчисленные столбы серого дыма – от предприятий Промзоны, а также от многочисленных домов, домиков, домишек, времянок частного сектора.

Главной достопримечательностью здешней территории являлась «наркология». Помимо статуса специализированного лечебного учреждения со своеобразной клиентурой, она выполняла еще функции цент­ра связи с внешним миром, поскольку только в ней имелся телефон, а эпоха «мобил» еще не наступила. Кажется, были еще дом культуры и даже библиотека, хотя сам вид этих строений никакого энтузиазма посетить их не вызывал. Имелась и школа. Правда, многие местные жители предпочитали, чтобы их дети учились в других школах. Например, в моем классе учились сразу несколько ребят, живших в Кирпичном, им ежедневно приходилось совершать долгое и утомительное путешествие из дома в школу и обратно. А зимой это было очень проблематично.

Поводы для оптимизма
Признаться, всегда казалось, что как бы не развивалась и росла столица, Кирпичный так и останется ее унылым закутком. Однако время идет, и этот остров с населением 5,5 тысячи человек тоже начинает потихоньку преображаться в лучшую сторону. Автобус «единица» по-прежнему соединяет остров с континентом, но теперь это не единственный общественный транспорт, параллельно здесь крейсируют маршруты №1А, 6, 11. Еще один признак цивилизации, о котором раньше можно было только мечтать, – теплая остановка.

Благоприятную роль для Кирпичного сыграло появление по соседству Центрального рынка. Торговые центры и павильоны также стали значимой частью местного пейзажа. О том, что это все-таки окраина, напоминают дым от частного сектора, большое количество собак и раритетные советские автомобили. Но былого уныния, ощущения того, что перемены здесь невозможны, больше не наблюдается. Много новых построек, не времянок, а именно капитальных домов. «Наркология» съехала отсюда уже давно, а в ее перестроенном здании располагается Центр ресоциализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По соседству находится медицинский колледж.

Так и оставшийся для меня загадкой Горем-15 теперь называется улицей Коксенгир.

Самая заметная перемена – это снос безобразных бараков. На их месте – сквер, детские горки, качели, скамейки, спортивные тренажеры, футбольное поле и баскетбольная площадка. Недавно в Кирпичном появилась еще одна спортивная площадка.

Дорога в школу
Кирпичный живет теми же проблемами, что и другие окраины. И первые из них – газификация, самозастрой. Впрочем, и самые болезненные вопросы потихоньку решаются. Так, по словам главного инспектора акима района «Байқоңыр» Ержана КАРАБАЕВА, заасфальтированы все 23 улицы данного жилого массива. Ведет прием пациентов прошедшая ремонт поликлиника «Достык».

А главный на сегодняшний день вопрос – это новая школа, поскольку прежняя – № 12 – находилась в аварийном состоянии.

– Сейчас идет строительство новой школы №12, рассчитанной на 600 мест. Учащиеся, проживающие в жилом массиве Кирпичный, сейчас ездят на учебу в школу №23, которая находится в жилом массиве Өндiрiс (Лесозавод). Их отвозят и забирают специальные школьные автобусы, – рассказал Ержан Карабаев. – Планируется, что новое учебное заведение в ЖМ Кирпичный будет введено в эксплуатацию в сентябре 2023 года.

Фото Василия КРАСЬ

Статьи по Теме

Back to top button