КультураНовости

От Алтын Орды к Казахскому ханству

В Институте истории и этнологии страны прошла республиканская онлайн-конференция «От Алтын Орды к Казахскому ханству: проблемы преемственности, традиции государственности», посвященная празднованию 750-летия Ұлық Ұлыс – основания Золотой Орды.

Наследие

Все спикеры конференции подчеркнули важность и принципиальность изучения богатого наследия Алтын Орды, большая часть земель которой находилась на территории современного Казахстана. Значительная часть войск состояла из тюркских племен, которые позднее вошли в состав казахского народа. Именно на территории нашей страны сохранились многие захоронения правителей этого периода, в том числе и самого Джучи хана.

В Сарайшык погребен ряд ханов и султанов как Алтын Орды, так и Казахского ханства. Дольше всех функционировала власть чингизидов именно на территории Великой степи. Больше всех сохранились потомки Джучи хана также на территории цент­ра Евразии.

Сарайшык

Сам город Сарайшык, как известно, основан предположительно в период правления Менгу-Тимура. Точного года основания нет ни в одном источнике, но по собранным народным преданиям путешественники писали, что Сарайшык был построен в подражание Сараю, что там кипчакские ханы бывали только летом в течение 3-4 месяцев. Так как он был меньше Сарая, то получил уменьшительное название Сарайшык. В XIV веке город появляется в письменных источниках. Арабский путешественник и купец ибн Батутта посетил город в 1334 году и описал в своей книге блеск ханских дворцов, большое количество мечетей и гостиниц, использование технологий – водопровода и канализации. В 1335 году город упоминался флорентийцем Франческо Пеголетти, который описывал торговые путешествия через город из Европы в Азию.

Хранительница традиций

750 лет назад на берегу реки Талас, что также на территории современного Казахстана, состоялся крупный курултай чингизидов – тюрко-монгольской знати из улусов Джучи, Чагатая и Угедея, где правители этих улусов объявили о своей независимости от Хубилая, считавшегося верховным правителем всех монгольских завоеваний.

Алтын Орда имеет самое непосредственное отношение к нашей национальной истории, отмечалось в ходе конференции: именно это государство стало ключевым звеном многотысячелетней традиции государственности, возникшей и продолжавшейся на территории Казахстана. Казахские ханы – непосредственные потомки Джучи хана, создавшие евразийскую державу под названием Алтын Орда. Именно казахская степь на протяжении веков была хранителем традиций и явлений золотоордынской государственности и цивилизации. Судьбы и роль народов Евразии определила история царственного рода династии чингизидов, сыгравших позднее главенствующую роль в истории становления государственности на территории Казахстана.

В ходе проведения данной конференции обсуждены важные теоретические и практические проблемы, имеющие фундаментальный характер и значение для восполнения «белых пятен» отечественной и мировой истории эпохи позднего средневековья.

Учитывая прямую историко-культурную взаимосвязь Золотой Орды и Казахского ханства, осознавая значение ценностей этого государства для современного Казахстана, участники конференции обратились к научному историческому сообществу, ученым, специализирующимся по данной тематике, активнее готовить проекты на грантовое финансирование. Встал вопрос о переиздании серии книг и письменных источников про Улуг Улус. Участники обратились в МОН РК и авторам школьных учебников с предложением посвятить в учебниках по истории Казахстана отдельные параграфы об Алтын Орде.

По итогам форума, отметили организаторы, планируется сборник тем по истории Алтын Орды в электронном формате.

  Махаббат КОЗЫБАЕВА,
Ернар УЖКЕНОВ

ИБН БАТТУТА  «ПУТЕШЕСТВИЕ». ПЕРЕВОД ГЛАВЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ХОРЕЗМ», РАССКАЗЫВАЮЩЕЙ О ПОСЕЩЕНИИ САРАЙЧИКА

«…Через десять дней после отъезда из Сара мы прибыли в город Сараджук, джук значит «маленький». Они таким образом хотели выразить, что это Сара Малый. Город этот расположен на берегу полноводной, крупной реки, называемой Улусу, значение чего «великая вода». Через нее переброшен мост из лодок, такой же, как в Багдаде. В этом городе наше путешествие на лошадях, тянувших арбы, закончилось. Там мы продали их по четыре динара денег за лошадь и меньше этого ввиду их слабости и дешевизны в этом городе и наняли верблюдов, чтобы тянуть арбы. В этом городе находится завия праведного старца из тюрков, которого называют ата, что значит «отец». Он угостил нас в завии и благословил. Принимал нас также кади этого города, имени которого я уже не помню.


Оттуда мы ехали тридцать дней, торопясь, останавливаясь в день не более двух раз – поздним утром и на заходе солнца. Привалы занимали столько времени, сколько требовалось для того, чтобы приготовить суп из дуки и съесть его, а варится он, вскипев, один раз. У них с собой бывает сушеное мясо, которое кладут в него и поливают кислым молоком. Каждый путешественник даже на время еды и сна не прерывает езды на арбе. У меня в моей арбе было три невольницы.


Обычно те, кто едет по этой степи, торопятся из-за недостатка корма. Большинство верблюдов, пересекающих эту пустыню, гибнет, а остальных можно использовать через год, после того как они нагуляют жир. Вода в этой пустыне встречается в известных водопоях на расстоянии двух или трех дней – это дож­девая и колодезная вода».

Метки

Похожие статьи

Закрыть