КультураНовости

От «Дона Паскуале» до «Домалақ ана»

Девятый театральный сезон в «Астана Опера» стартует 30 августа праздничным концертом, посвященным Дню Конституции Республики Казахстан. А накануне на два дня сцена была отдана под спектакли Казахского национального академического театра оперы и балета имени Абая.

[smartslider3 slider=39]

Открывались гастроли оперой Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале», на следующий день были представлены три одноактных балета Ф. Шопена «Шопениана», И.С. Баха «Открывая Баха», М. Равеля «Болеро».
Опера-буфф от великого итальянца, поставленная режиссером-постановщиком Маттео МАЦЦОНИ, действительно была смешной и легкой. Высочайшее мастерство алматинских звезд оперной сцены захватило публику с первых минут. Прекрасные голоса в сочетании с хорошей актерской игрой заставляли забыть о сложности пения и погружали в состояние счастливого наслаждения, когда звуки оркестра неотделимы от сопрано, теноров, баритонов, баса.

Ставка на переодевание в первом акте вначале вызвала недоумение — зачем эти изыски визуализации, когда музыка сама по себе прекрасна. Но затем стало понятно, что простые линии костюмов подчеркнули основу мелодики Доницетти, а сюжет оперы стал более актуальным.

Постановка включает в себя огромное количество спецэффектов и перемещений во времени — от начала XIX века до наших дней. В первом акте — барочные красивости и жесткие правила. Вдова вынуждена сидеть, как в клетке, дома. На сцене это решено остроумно и ярко, но самой актрисе ради этого пришлось выдержать непростое испытание.

— В декабре прошла премьера «Дон Паскуале». Спектакль легкий, красивый, но для меня вначале было сложно спокойно выполнить требование режиссера, когда меня сажают в клетку и поднимают под самый купол сцены. Весь первый акт я там сижу, потом меня спускают, и я пою каватину Нурины, — призналась исполнительница роли Нурины Зарина АЛТЫНБАЕВА.

Большое внимание уделяется костюму. Во втором акте на сцене — стилистика Италии 50-х годов, а артисты становятся похожими на героев из типичной итальянской кинокомедии. Главный герой разъезжает по сцене на настоящем мопеде VESPA того времени.

— Новая постановка — это взгляд на всю историю с точки зрения Нурины, как символа женской эмансипации последних веков, через которые мы предлагаем пройти вместе с нами: от 1800-х годов к 1950-м годам, эпохе Vacanze Romane и до наших дней — в окружении роскоши современной Италии, — говорит Маттео Маццони. — Третий акт — это настоящий триумф Нурины, которая стала сильной современной женщиной. Этот образ все больше и больше становится центром нашего общества, именно поэтому мы решили перенести рассказ в наши дни со всей несравненной роскошью итальянской моды и дизайна.

Во второй день гастролей были представлены три одноактных балета Ф. Шопена «Шопениана», И.С. Баха «Открывая Баха», М. Равеля «Болеро». Зрители переносились от прелестного шедевра романтизма к неоклассике под Баха и потом к классику-модерну Равеля. Уникальное мастерство танцовщиков и хореографов проявлялось в том, что артисты не просто меняли образы и костюмы, но и перевоплощались эмоционально, физически, переходя из классики в модерн.

После праздничного концерта, посвященного Дню Конституции РК, на сцене появятся декорации к опере «Домалақ ана» Таскына ЖАРМУХАМЕДА, написанной на либретто заслуженного деятеля РК Асхата МАЕМИРОВА. Этот спектакль Шымкентский театр оперы и балета астанчане увидят 2 и 3 сентября. Его директор Майра МУХАМЕДКЫЗЫ выбрала этот спектакль для гастрольного выступления неслучайно. Премьера этой оперы имела огромный успех, зрителей глубоко тронул характерный для казахского народа образ Святой Матери. Через образ юной девушки Нурилы, вдохновленной заповедями и духовными ценностями, широко и реалистично раскрывается сила материнской любви.

Это новая постановка в рамках программной статьи Первого Президента РК — Елбасы Нурсултана НАЗАРБАЕВА «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру», посвященной 30-летию Независимости РК.
Опера «Домалақ ана» — вторая опера, написанная в годы независимого Казахстана. Для суверенной страны это — историческое событие, новый этап.

Ольга Флинк

Статьи по Теме

Back to top button