Интервью

От города «белых воротничков» до деловой столицы

Аким столицы Алтай КУЛЬГИНОВ дал первое интервью после переименования города.
В беседе с журналистом YouTube-канала «Азаттык рухы» он поделился планами о будущем мегаполиса, подробно рассказал о развитии инфраструктуры, запуске ТЭЦ-3, решении проблем дефицита с водой и высказал личное мнение о переименовании города обратно в Астану.

Корректировка генплана

– Алтай Сейдирович, в Астане с каждым годом растет численность населения, а вместе с тем и нагрузка на инженерную инфраструктуру. Справляется ли город с растущей миграцией?
– Это актуальный вопрос. Надо признать – столица с годами становится все более привлекательней за счет того, что мы следуем глобальному тренду урбанизации. Да, большие города привлекают все больше людей, соответственно, как вы уже заметили, возрастает нагруз­ка на инженерную, социальную инфраструктуру. А за этим следует и постоянная корректировка генерального плана города. Например, когда в 2001 году утверждали генплан столицы, делали прогнозы, что к 2030 году в Астане будут проживать 850 тыс. человек. В 2010 году, корректируя цифры, полагали, что к 2030 году население составит около 1 млн 200 тыс. горожан. Но мы видим, что численность населения города уже сегодня превышает былые прогнозы, а показатель в 1 млн 200 тыс. человек мы перешагнули еще в 2020 году.

Мы называем это количество без учета тех, кто временно здесь находится по работе, учится, но официально не прописан, и так далее.

А на начало 2019 года официально было зарегистрировано 1 млн 70 тыс. человек. Прибавившееся к ним количество в 250 тыс. человек примерно сопоставимо с населением областного центра. Естественно, всех нужно обеспечить водой, теплом, электричеством, детскими садами, школами, поликлиникой и так далее. А сделать это нужно как можно скорее, чтобы снизить нагрузку на инфраструктуру. Отмечу, нагрузку мы ощущаем, и она будет еще расти. Поэтому над этим мы работаем серьезно и кропотливо. Приведу в пример ТЭЦ-3. Это долгострой, над которым работают уже более 10 лет, его нужно завершать. Когда два года назад мы начали активную работу по газификации столицы, естественно, нами был скорректирован изначальный проект ТЭЦ-3 под газ. Теперь котлы будут отап­ливаться природным газом. На это выделена дополнительная сумма в 29 млрд тенге. Конечно, со стороны подрядчика также есть объективные причины долгого строительства объекта, например, проблемы с логистикой, сейчас это связано с нестабильной ситуацией в соседних странах, подорожанием материалов, большая часть которых, особо отмечу, не производится в нашей стране. Естественно, мы зависим от курса валют, ценообразования и так далее. В комплексе все эти трудности сказываются на сроках строительства. Несмотря на это, снижать темпы строительства мы не намерены, подрядчик об этом осведомлен. Учитывая всю серьезность ситуации, подрядчик обязался завершить строительство объекта в 2023 году. Мы в свою очередь будем наблюдать и контролировать. Между тем, скажу, что мощности ТЭЦ-3 все еще недостаточно. Вы видите, сколько жилья мы строим каждый год. За последние три года построено 8,5 млн кв. метров жилья, не считая социальных, коммерческих, индустриальных или промышленных объектов. Параллельно в 2020 году приступили к проектированию трех газовых станций, каждая будет превышать мощности ТЭЦ-3, то есть свыше 1 тыс. Гкал в час. ТЭЦ-3 же при полной мощности будет давать 400-420 Гкал в час. Из трех будущих газовых станций две уже в процессе строительства. Это обеспечит долгосрочное развитие столицы. А когда будут обеспечены инженерные сети, это принесет дополнительные инвестиции со стороны инвесторов, которые будут строить жилье. Мы со своей стороны продолжим строительство социальных домов.

К 1 сентября 2022 года население столицы составило порядка 1 млн 330 тыс. человек

Обеспечение водой

– Жители города неоднократно поднимали вопросы дефицита воды, ее качества. Что делается в этом направлении?
– Говоря об обеспечении водой жителей города, отмечу, что нагрузка хорошо ощущается летом, особенно в жаркие дни. Давление воды резко падает, употребление ее увеличивается, в частном секторе питьевую воду начинают использовать в качестве поливной, например.

В сутки столица потребляет более 300 тыс. куб. м воды – этого недостаточно, особенно летом. В этой связи в 2020 году мы начали проектирование, а в 2021-м приступили к строительству насосно-фильтровальной станции, которая будет очищать воду из водохранилища, тем самым предоставляя горожанам питьевую воду. Первый этап строительства закончим уже к концу этого года, а в 2023-м объект полностью введем в эксплуатацию. Станция будет обеспечивать дополнительные 105 тыс. куб. м воды. Этим мы на одну треть увеличим поставку питьевой воды в город. Это временно решит проблему. Однако, согласно генплану столицы, к 2030 году в Астане будет проживать более 2 млн человек. А это означает, что после ввода в эксплуатацию НФС-3 нам необходимо приступить к проектированию новой станции. В идеале надо было начинать 5-7 лет назад. Однако, отмечу, что решение о строительстве станции было принято незамедлительно, как только мы спрогнозировали и почувствовали прирост населения.

Долгострои

– Когда вы стали акимом столицы, от ваших предшественников вам достались нерешенные проблемы, как, например, долгострои. Многие из них уже сданы в эксплуатацию, и многие считают это вашей личной заслугой. Однако порядка 3 тыс. семей все еще остаются без жилья, получение которого, вероятно, еще затянется. По какой причине?

– Это тоже один из проблемных воп­росов нашего города, населения. Отмечу, что ввод в эксплуатацию какого-то количества жилья – это не моя личная заслуга, а государства. Этот вопрос стоит на контроле у Главы государства, на это выделено немало средств. Государство взяло под свою социальную опеку людей, которых обманули. Строительные компании получили деньги за жилье, но оставили людей у разрытого котлована, продали несущест­вующие дома, квартиры. На лето 2019 года насчитывалось свыше 16 тыс. семей дольщиков. Более 150 многоквартирных домов и каждый со своей проблемной историей: нет проектной сметы или она устарела, нет необходимой документации, финансовой модели, нет инвестиций. Немало случаев, когда одна квартира продана 2-3 людям. Например, ЖК «Зере», расположенный в районе «Алматы». Я помню, в 2019 году мы приехали на объект, а там камышом обросшая яма, а место продали как жилой дом порядка 300 семьям. Сейчас работаем над его строительством. Рядом заправочная станция находится, которая там не должна быть. Конечно, ее мы будем перемещать, компенсировать эти меры владельцам заправки. Но проблему решим. Аналогичная ситуация в «Садовых кварталах» – 600 семей ждали свой дом, свои квартиры, которых нет. Здесь нам удалось привлечь частного инвестора. Мы со своей стороны только выделили им земельные участки, помогаем с инфраструктурой. Потому что строить все только за счет бюджета государства – очень накладно. За пару лет, думаю, эти проблемы нам все же удастся решить.

Строительство школ

– Поговорим о строительстве столичных школ. Многие критикуют городские власти, говоря, что школ очень мало. Однако мало кто знает, что в 2017 году не было построено ни одной школы. Как сегодня обстоят с этим дела?
– Количество детей школьного возраста 10 лет назад было чуть более 70 тыс. человек. В этом году уже более 230 тыс. детей. В мае оканчивают школу 8 тыс. выпускников, а в сентябре 25 тыс. детей идут в первый класс. Конечно, эти цифры радуют, но, с другой стороны, каждого нужно посадить за парту.
Это покрывает только текущие темпы роста количества детей, но мы должны смотреть и на прогнозы. В этом году мы планируем строительство 15 школ, 11 уже завершаем, и этого все еще недостаточно. В связи с этим взялись за проектирование 20 крупногабаритных школ по 2000 мест в каждую смену, обес­печивая 80 тыс. ученических мест. И только тогда мы охватим всех детей. Так, пересматривая генплан города, мы утвердили строительство школ, садиков, социальных объектов, общественных пространств в каждом новом квартале. Сегодня 6 крупногабаритных школ мы уже построили и обеспечили 24 тыс. ученических мест.

В 2019 году в столице было построено 6 школ, в 2020-м – 11, в 2021-м – 15 школ, что обеспечило 74 тыс. ученических мест

– Хорошо, школы будут. Но где взять педагогов?
– Этот момент также предусмотрели, делая акцент на педагогических колледжах и подготовке их кадров. Нужно построить педагогический институт в столице. Но это большие деньги. Скажу, что есть и инвестор, который за свои деньги готов это сделать. Мы только «за», предоставляем инфраструктуру, локацию. Проект даже одобрили в Правительстве. Как вы знае­те, Глава государства поставил задачу привлекать крупные, авторитетные, международные учебные заведения. Так вот, в рамках этого поручения мы и работаем. Считаю, что только так мы сможем обеспечить кадрами учебные заведения. Концепция института уже одобрена, о сроках реализации мы сообщим позже.

Снос ветхого жилья

– Перейдем к аварийному жилью. Какие объекты в столице планируют снести в ближайшее время?
– В нашем городе, как и во всех регионах, есть старое, ветхое жилье, построенное еще в прошлом веке. Там живут люди, естественно, переживают за свое будущее, настоящее. У нас есть программа «Елорда даму» по модернизации старого, ветхого жилья, которая действует уже в течение ряда лет.
Программу мы будем и дальше реа­лизовывать. В этом году 233 семьи переселяем в новые дома. Например, по улице Янушкевича было два аварийных общежития, свыше 200 семей переселили в новые дома. Cейчас, например, переселяем людей из аварийных общежитий, домов по улице Дукен­улы, 21 в районе «Сарыарка», в районе «Байқоңыр» по улице Угольной, 12А. Таких домов очень много в городе. Буквально на днях мы встретились с жильцами бараков в ЖМ Агрогородок Сарыаркинского района. Все они ждут своей очереди.

– А что за проблема с домами по улице Култегина? Люди жаловались, что линии электропередач проходят прямо над домами. Как решается этот вопрос?
– Да, эта проблема есть и сейчас. По улицам Култегина, Асан Кайгы, Лермонтова в районе «Байқоңыр» расположены высоковольтные линии элект­ропередач. Санитарно-защитная норма там не соблюдена. Дома расположены прямо под ЛЭП. В первую очередь нужно демонтировать ЛЭП. Мы спроектировали план, начнем с линий электропередач и после этого приступим к демонтажу домов, подведем инженерные сети. И тогда это место станет привлекательным и для инвесторов, которые захотят строить дома. А мы со своей стороны также займемся возведением социальных объектов, школ, детских садов и так далее. Работы начнутся уже этой осенью.

В столице расположено около 200 ветхих домов. С момента старта программы «Елорда даму» из аварийных домов переселено свыше 4200 семей

Железнодорожная больница по новому адресу

– Давно интересует вопрос: в столице раньше был достаточно известный отель Ramada plaza. Сейчас это здание пустует. Слышали, что здание хотели отдать Департаменту полиции, но началась пандемия, там открылся ковидный госпиталь. Что со зданием теперь и какая его ждет судьба?
– После переезда столицы в Астану это был один из самых лучших отелей города. Да, здание как отель больше не функционирует. Во время пандемии два года мы использовали это здание. Эти меры очень помогли нам в борьбе с инфекцией. Здесь располагался ковидный стационар на 600 коек. Как вы знаете, в городе в районе «Сарыарка» есть железнодорожная больница, здание которой находится в аварийном состоянии. Мы уже перевели поликлинику в другой объект в том же районе. Часть самой больницы отремонтировали, однако другая часть здания, как оказалось, ремонту не подлежит. Так мы предложили в здании бывшего оте­ля разместить эту больницу. Конечно, кое-какую конструкцию в новом здании нужно будет достроить, например, хирургические кабинеты, переоборудовать лифты и так далее. Думаю, это самое оптимальное решение. А на месте здания железнодорожной больницы мы предлагаем построить родильный дом, нагрузка уже ощущается. Как минимум уже сейчас нужно строить два перинатальных центра в городе. По одному из них мы уже находимся на стадии завершения проектной документации, а в 2023 году должны начать строительство возле первой городской больницы в районе «Алматы».

Платные парковки

– Какие перемены заметны с внедрением платных парковок в городе?
– Платные парковки начали действовать, опыт есть. С учетом мнения населения демонтировали порядка 1700 платных парковок. Хорошим примером могу назвать район Дома министерств. Хаотично люди оставляли свои машины, парковаться было негде. А с появлением платных парковок теперь там порядок. То есть мы анализируем, где и как нам лучше их расположить.

С внедрением платных парковок в столице в местный бюджет поступило порядка 2 млрд тенге

Эти средства мы будем вкладывать в развитие инфраструктуры города. Положительные примеры грамотного расположения платных парковок уже есть, в бюджет деньги поступают, будем стараться и дальше.

Личная встреча с акимом

– Вы часто проводите встречи с населением, выходите в люди. Скажите, бывает, что кто-то подходит к вам с личной просьбой? Вы помогаете людям?
– Да, такое тоже бывает. Это неотъемлемая часть нашей работы. Сам Президент говорит о концепции «слышащего государства». Мы должны обеспечивать этот принцип на практике. За 2021 год я принял более полутора тысячи человек на личном приеме. Здесь нужно отметить, что не только аким города принимает людей, но и заместитель акима, акимы районов, руководители управлений и других структурных подразделений. Эта работа позволяет нам, как говорится, держать руку на пульсе. Люди обращаются с абсолютно разными вопросами, а обратная связь хорошо помогает нам в нашей работе. Выездным встречам мы также уделяем особое внимание, когда нам прямо на месте указывают на проблемы. Только в этом году свыше 40 таких встреч я провел, в которых участвовало около двух с половиной тысячи человек.

Рейтинг

– В этом году Казахстанский институт экономических исследований составил рейтинг качества жизни в городах. На первом месте оказалась наша столица. Учитывались три фактора – экономика и бизнес, человеческие ресурсы и инфраструктура. Вы согласны с этим рейтингом? На практике это действительно так?
– Да, это так. Помимо разбора системных вопросов, проблем, я думаю, нужно говорить и о достижениях. За тот период, пока Астана была и есть столица, здесь было достигнуто многое. Сразу скажу, что если раньше город называли местом «белых воротничков», чиновничьим городом, то сейчас город стал деловым. Например, если в 2019 году количество субъектов малого и среднего бизнеса было около 170 тыс., за девять месяцев этого года их стало свыше 230 субъектов. Доля экономически активного населения увеличивается. В структуре валового регионального продукта доля МСБ составляет 60%. А это один из самых высоких показателей по стране, что, безусловно, радует.

– Говоря о бизнесе в столице, расскажите, как сегодня себя чувствуют субъекты МСБ. Отошли ли они от пандемийного кризиса, который пережили совсем недавно?
– Могу сказать, что субъекты МСБ переживают сейчас постпандемийный период. Бизнесу непросто, он нуждается в заботе со стороны государства. Именно поэтому Президент регулярно встречается с представителями бизнес-сообщества, продлил мораторий на проверку МСБ, давая им возможность работать над развитием своего бизнеса, ни на что не отвлекаясь. Акимы также на базе НПП «Атамекен» встречаются с бизнесменами каждый квартал. Главная наша задача – это создать условия для бизнеса, для привлечения инвестиций, а также снижать административные барьеры. В 2021 году мы привлекли инвестиций в сумме 1 трлн 200 млрд тенге в основной капитал, что на 300 млрд больше, нежели в 2019-м.

Столица вновь Астана

– Напоследок не могу вас не спросить о переименовании столицы. Помним жаркие дискуссии, когда Астану переименовали в Нур-Султан, люди противились этому решению. Теперь столица снова Астана. Как вы сами относитесь к этому?
– Мне не раз задавали этот вопрос. Еще раз скажу, что это уже часть нашей истории. Город развивался, расширялся как столица все это время. К каждому периоду времени нужно относиться уважительно, я считаю. Когда я переехал сюда из региона, город уже был Нур-Султан. Три года мы поработали очень плодотворно. Вопрос переименования города регулярно поднимался в обществе. Мы проводили общественное слушание, большая часть жителей поддержала эту инициативу. После чего все необходимые процедуры мы прошли, но теперь город снова Астана. Самое главное в этом всем, что дух столицы не меняется. Мы как местные исполнительные органы должны работать так, чтобы создавать комфортные условия для проживания в городе на уровне столицы. Да, проблемы будут всегда, главное, вовремя их решать.

– Многие хотели, чтобы Нур-Султан вновь стал Астаной, однако многих волнует финансовая сторона этого вопроса. Скажите, какую конкретно сумму потратят на переименование города из местного бюджета?
– Когда были подсчеты в 2019 году, озвучивалась сумма порядка в 30 млн тенге. Они необходимы были в основном на вывески, бланки и наименования. Сейчас мы уже перешли на электронный документооборот, где затраты не требуются. Да, на вывески кое-какие средства нужны. Однако мы говорим о том, что совсем необязательно брать и начинать менять все прямо сейчас. Будем приводить соответствие по мере необходимости, постепенно. Спешка, я думаю, в этом деле будет излишней.

Фото Оналхана ОНЕРХАНА,
Султана СЕИТОВА

Статьи по Теме

Back to top button