Общество

От кареты скорой помощи до службы 103

Городская станция скорой помощи отметила 90-летний юбилей. За эти годы провинциальный город стал столицей, на смену старой технике пришли современные реанимобили, станция скорой помощи 03 превратилась в службу 103. Свой отпечаток на развитие медицины оказала и мировая пандемия COVID-19. Про эти и многие перемены, которые пришлись на почти вековой юбилей, пожалуй, самой популярной в народе службы, рассказывают герои нашего материала.

Вспомним, как это было
Историю развития медицинской службы можно разделить на несколько этапов: с 1932 по 1998 год, второй период начался с 1998 года по сегодняшний день.

Фото из открытых источников

— Свое начало служба 03 в городе берет с 14 февраля 1932 года. Тогда на базе первой городской больницы Акмолинска открылось новое отделение. Эта дата и служит отсчетом начала существования службы скорой медицинской помощи тогда еще Акмолинска. Тогда скорая медицинская помощь осуществлялась двумя фельдшерами на конном транспорте в основном в дневное время.

Дальнейшее развитие служба скорой помощи получила после IX Всеказахского съезда Советов (1935), на котором народный комиссар здравоохранения Казахской ССР К.К. Кулсартов внес следующие предложения: усилить участковую службу и службу скорой помощи конным транспортом, ввести льготы для медицинских работников службы, установить 50-процентную надбавку к получаемой зарплате, предоставлять через каждые два года научные командировки для повышения квалификации, предоставлять бесплатно квартиры с коммунальными услугами и мебелью.

Несмотря на это, еще не в полной мере были удовлетворены нужды и растущие потребности населения в экстренной медицинской помощи, постоянно ощущалась нехватка квалифицированных специалистов и недостаточность медикаментов и необходимого оборудования, инструментария, — начал свой рассказ директор Городской станции скорой помощи города Нур-Султан Мурат ОРАЗБАЕВ.
Впервые в марте 1939 года в городе появился санитарный автомобиль для оказания экстренной помощи и перевозки рожениц, заменивший гужевой транспорт.

В годы Великой Отечественной войны служба скорой помощи поднялась на новый уровень. Дополнительно был выделен санитарный автомобиль. В городе развернут местный эвакопункт и эвакогоспиталь № 3006, прибыло много высококвалифицированных специалистов, обеспечивавших их работу. Значительно улучшилось медикаментозное обеспечение, были выделены соответствующий инструментарий и оборудование.

Историческая справка
* С 30 октября 1961 года главным врачом станции была назначена О. В. Томбак.
* 21 сентября 1963 года впервые в штате городской станции скорой медицинской помощи появился врач-педиатр В. Г. Радзиминский.
* С 31 марта 1965 года была введена должность заместителя главного врача по медицинской части, на которую был назначен врач А. А. Галузинский.
* Приказом городского управления здравоохранения № 570 от 23 декабря 1961 года в штат станции была введена должность заведующего подстанцией, организованы статистический отдел и справочное бюро.
* С 22 апреля 1968 года станцию возглавил В. И. Лозовой. Появилась первая санитарная автомашина марки «Волга». Непродолжительное время главным врачом была А. И. Галузинская.
* С 1 апреля 1972 года главным врачом станции назначен В. Н. Кеппель. В последующие три года дополнительно были организованы три бригады: противошоковая, интенсивной терапии и специализированные педиатрические.
* С 1975 по 1989 год городская станция скорой помощи входила в состав созданной больницы скорой медицинской помощи. За это время станцией в составе БСМП города руководили А. Л. Баймлер, Н. Б. Орловский, В.Ф. Пославский, Л. И. Деняк, В. Д. Бурбах.
* С 1 января 1991 года городская станция скорой помощи вновь была выделена в самостоятельное лечебное учреждение.
* Более десяти последних лет станцию возглавляла Б. А. Сулейменова, врач высшей категории, одновременно являлась главным специалистом Министерства здравоохранения Республики Казахстан по скорой помощи.

— Начавшееся после постановлений сентябрьского (1953) пленума ЦК КПСС освоение целинных и залежных земель имело большое значение для дальнейшего развития службы скорой помощи. Население города увеличилось практически вдвое. Город стал обслуживаться тремя санитарными автомобилями. В целях обеспечения населения высококвалифицированной медицинской помощью была поставлена задача строительства в городах крупных стационаров и усиление первичной медико-санитарной поддержки.
И уже 20 января 1959 года отделение скорой и неотложной медицинской помощи первой городской больницы впервые было выделено в самостоятельное лечебное учреждение — городскую станцию скорой медицинской помощи города Акмолинска. Впервые на станцию скорой помощи была выделена санитарная автомашина марки «УАЗ».

Численность обслуживаемого населения столицы — более 1300000 человек, радиус обслуживания — 55 км. За сутки на пульт 103 поступает около 3000-3500 звонков от жителей и гостей столицы. В сутки на линии выходит до 80 бригад.

1 октября 1959 года на станции внедрена медицинская документация, была введена форма № 254 (прототип современного сопроводительного листа) для больных, доставленных в стационары города. Введена отчетная форма экстренного извещения при инфекционных заболеваниях, — продолжил Мурат Оразбаев.
После этого в истории станции скорой помощи начали происходить значительные изменения, а штат пополняться узкопрофильными специалис­тами.

Новый этап развития
С 1998 года служба получила новое развитие с присвоением статуса столичной станции скорой помощи.
За период реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан были достигнуты определенные результаты.

— В настоящее время станция стала одним из ведущих лечебно-профилактических учреждений города, имеющим в своем арсенале современное оборудование, медикаменты и санитарный автотранспорт.

Городская станция скорой медицинской помощи акимата города Нур-Султан представлена центральной станцией, четырьмя районными подстанциями («Есиль», «Сарыарка», «Алматы», «Байқоңыр») и 11 пунктами базирования.

На балансе предприятия находится 120 единиц санитарного автотранспорта, в том числе реанимобилей (класс С) — 27 единиц. С 2019 по 2020 год при большой поддержке Главы государства, Правительства, акимата города Нур-Султан для предприятия приобретена 101 единица санитарного автотранспорта. Таким образом, автопарк предприятия обновлен на 100%. Для обеспечения эффективной работы автопарка на предприятии организована собственная станция технического обслуживания. Все автомобили оснащены системой спутниковой навигации GPS, а также современным медицинским оборудованием. Все оборудование находится в рабочем состоянии и проходит ежегодное сервисное обслуживание.

На сегодняшний день городская станция скорой медицинской помощи обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи жителям и гостям города Нур-Султан на догоспитальном этапе.

Станция является одной из ведущих медицинских организаций не только города, но и республики, обладающей высококвалифицированными и профессиональными специалистами, имеющей в своем арсенале современное оборудование и санитарный автотранспорт.

На постоянной основе предприятием проводится работа по повышению качества медицинской помощи. На станции внедрена система непрерывного обучения по международным стандартам (BLS, ACLS, PALS, PhTLS, NRP). Обучение проводится сертифицированными тренерами на базе учебного центра станции. В 2020 году симуляционный учебный центр предприятия прошел международную аккредитацию. Данная аккредитация является признанием высокого качества образовательных услуг предприятия. В столице скорая медицинская помощь является общедоступной, своевременной и бесплатной, — поделился достижениями Мурат Оразбаев.

 

Мобильные бригады спешат на помощь

В период пандемии COVID-19 по всему Казахстану было создано около 3 тысяч мобильных бригад для оказания амбулаторно-поликлинической помощи на дому пациентам с признаками острого респираторного заболевания, с подозрением или больным COVID-19, пневмонией.

По словам главного врача городской поликлиники № 5 акимата города Нур-Султан Алтыншаш ТАБУЛДИНОЙ, мобильные бригады были организованы временно при поликлиниках и семейных амбулаториях в зависимости от численности прикрепленного населения из расчета одна мобильная бригада на пять тысяч населения и более. В городе Нур-Султан функционировали в момент пика заболеваемости более 200 мобильных бригад в сутки.

— В среднем от трех и более выездов было на одного пациента, пациентам из группы высокого риска с хроническими заболеваниями, беременным и детям требовался ежедневный выезд мобильных бригад. Важно отметить, что мобильные бригады организовывались из внутренних ресурсов поликлиники, то есть из участковой службы, привлекались узкие специалисты, при этом в 2021 и 2022 годах, в период пика заболеваемости, не отменялись плановые профилактические мероприятия: скрининг, вакцинация целевых групп населения, флюороосмотры, реабилитация и т.д., — рассказала Алтыншаш Табулдина. — С началом кампании вакцинации против КВИ необходимо было охватить иммунизацией практически все взрослое население двукратно, что потребовало освобождения дополнительных помещений в поликлиниках, организацию, оснащение прививочных кабинетов, закуп холодильного оборудования для хранения и транспортировки вакцин, формирование стационарных и выездных прививочных бригад, подготовка и обучение медицинского персонала.

В функционал мобильных бригад входит:
■ первичный осмотр пациента, оценка степени тяжести;
■ забор анализа с подозрением на СOVID-19 методом экспресс-теста и ПЦР-теста;
■ транспортировка пациента на рентгенографию, КТ;
■ транспортировка в стационар при показаниях на госпитализацию;
■ мониторинг состояния пациентов на дому;
■ обеспечение аудио- или видеоконсультации с профильным специалис­том-консультантом;
■ доставка лекарственных средств для лечения КВИ;
■ доставка препаратов для базисной терапии пациентам с хроническими заболеваниями.

Работа ПМСП, особенно в части организации мобильных бригад, позволила стабилизировать ситуацию и обеспечить лечение амбулаторно:
* в 2020 году всего пролечено 18446 человек, из них 90,4% стационарно, амбулаторно — 9,6%, 1783 человека;
*- в 2021 году — 135538 пациентов, из них 26,6% стационарно, амбулаторно — 73,4%, 99523 человека;
* за семь месяцев 2022 года всего пролечено 100512 человек, из них 6,2% стационарно, амбулаторно — 93,8%, 94302 человека.

— Если смотреть в динамике, то в 2020 году около 90% пролечено в стационаре, а уже в 2022 году — всего 6%. Как мы видим, с ростом числа заболевших увеличивалось число пациентов, лечение которых было обеспечено на уровне ПМСП благодаря созданию мобильных бригад.

Необходимо отметить, что только сов­местная работа ПМСП, СП, стационара позволяет обеспечить непрерывность, качество, своевременность и доступность медицинских услуг. Динамика амбулаторно пролеченных пациентов с КВИ показала, что ведущая роль в период пандемии должна оставаться за ПМСП.
Это говорит о необходимости укреп­ления материально-технической базы ПМСП, — резюмировала Алтыншаш Табулдина.

«Зеленый коридор» для реанимобилей

На сегодняшний день в столице действуют проекты по улучшению качества оказания государственной услуги «Вызов скорой медицинской помощи», такие как «Зеленый светофор», «SMART HELP — Дос­тупный двор», чат-бот социальной сети Telegram, «Инцидент — 103».

Подробнее о некоторых из них рассказала заместитель директора городской станции скорой помощи города Нур-Султан Гульнара ТУЯКОВА.

В столице на санитарных автотранспортах 103 успешно внедрен пилотный проект «Зеленый светофор». Эта технология обеспечивает «зеленый коридор» для реанимобилей путем переключения светофора с красного на зеленый цвет.

— Внедрение технологии позволило значительно сократить время пути бригады до пациента. Так, улучшились показатели по своевременному и качественному оказанию экстренной медицинской помощи. «Зеленый светофор» уже проявил положительные стороны по сопровождению кареты скорой помощи. В частности, сократив время пути при отсутствии сопровождения кареты в среднем на 30%. Если затрачиваемое время до госпиталя занимало до 14 минут, то с помощью этой технологии «скорая» доедет до места назначения не более чем за 10 минут на расстоянии от 11 км и более, — отмечает Гульнара Туякова.

Еще одним интересным проектом, внедренным в систему здравоохранения, является «SMART HELP — Дос­тупный двор». Технология позволяет санитарным автотранспортам городской станции скорой помощи иметь доступ во дворы жилых комплексов, в которых установлены шлагбаумы.

— Часто мы сталкиваемся с проблемой, когда из-за установки шлагбаумов «скорая» не может заехать во дворы жилых комплексов. Таких проблемных дворов в столице более 100. Эти ограничения препятствуют своевременному оказанию скорой медицинской помощи пациентам. Бригадам СМП приходится высаживаться перед шлагбаумом и добираться с оборудованием до нужного подъезда пешком. Это проблема не только для службы скорой медицинской помощи, но и для других экстренных служб, также затягивается помощь пациенту, — считает Гульнара Туякова.

Необходимы новые информационные системы: они управляются удаленно диспетчером предприятия, а также с помощью мобильного приложения и, наконец, при помощи пульта, который имеется у бригады скорой помощи. Эти технические «помощники» необходимы сегодня бригадам скорой помощи, не меньше оранжевого чемоданчика, ведь от них зависит жизнь пациента.

Статьи по Теме

Back to top button