Горожане

От рядового до генерала

Марат НАГУМАНОВ из тех военных людей, которые прошли армейский путь от солдата до генерала, отдав служению Отечеству 36 лет своей жизни. Он стоял у истоков формирования казахстанских Вооруженных сил и воспитал целую плеяду офицеров, которые успешно служат сегодня в войсках.

Настойчивый призывник
Когда он родился, то ближайшие родственники долго спорили, как назвать младенца. Точку в споре поставил отец, сказав: «Назовем его Маратом, пусть будет большой личностью, как Жан-Поль Марат». «Как корабль назовешь, так он и поплывет», – говорят в народе. Так и получилось у Марата Сералиевича. Он горячо мечтал стать военным. А кумирами для него всегда были Бауыржан Момышулы и Малик Габдуллин. Последний, кстати, тоже был из Зеренды.

Когда Марат в первый раз отправился в военкомат, ему дали отсрочку из-за проблем со зрением, он второй раз пошел в военкомат – и опять отсрочка. Марат не отчаялся и пошел прямо к начальнику Акмолинского облвоенкомата. И тогда за настойчивость ему сделали снисхождение и мобилизовали.

Внуки комиссаров, сыны политруков
– Я сын фронтовика, поэтому еще маленьким решил, что стану военным. Наше послевоенное поколение росло на примерах Владимира Дубинина, Александра Матросова, Лени Голикова, летчика Маресьева. В 1968 году из Акмолинского военкомата я был направлен на службу в Волгоградскую область, – вспоминает Марат Сералиевич.

В армии он быстро завоевал авторитет и к концу второго года службы получил медаль «за воинскую доблесть», его направили на курсы военно-политической школы. Выпускники такой школы занимались идеологическим воспитанием в армии. Через десять месяцев, получив красный диплом, он просится на службу в Среднеазиатский военный округ, на китайскую границу. Тогда там было неспокойно.

– В марте 1969 года на дальневосточном участке советско-китайской границы, в районе острова Даманский, произошел вооруженный приграничный конфликт. Я всегда стремился туда, где опасно, служба на таких участках расценивалась как героизм. Мы готовы были совершать подвиги, и у нас были живые примеры – Герои Советского Союза сержант Бабанский и капитан Бубенин. Они получили свои высокие звания при защите государственной границы. Нам хотелось походить на них, – вспоминает наш герой. – Оттуда меня отправили в группу советских войск в ГДР, а через пять лет перевели в Прибалтийский военный округ, где прослужил до 1992 года. Там же, в Прибалтике, я получил орден «За службу Родине в ВС СССР». В то время в армии огромное внимание уделяли профессионализму, поэтому офицеров отправляли на курсы повышения квалификации. Я обучался на курсах высшего политического состава в Киеве. В Риге получил звание полковника, будучи в должности председателя контрольной комиссии Краснознаменного

Прибалтийского военного округа. Представляете, да? Офицер-казах родом из целинного совхоза «Гвардеец» – и такая должность.

В 1991 году готовилось мое новое назначение в Москву. Я так ждал этого, радовался, что теперь моим родителям будет проще приезжать ко мне без пересадок. Но перестройка, а затем развал Союза обернулись для военной организации всех республик разладом. В результате упал и авторитет Вооруженных сил, снизился престиж военной службы. Надо было решать, где служить дальше, ведь Союз уже не существовал.

Возвращение домой
– Я тогда прибыл из Риги в Алматы, хотел быть полезным родному Казахстану. У казахов есть поговорка: «Есің бар да, еліңді тап». Генерал армии Нурмагамбетов, первый министр обороны страны, тогда сказал мне, что Казахстану нужны офицеры, тем более с таким большим опытом работы, и попросил меня поставить на ноги Алматинское военное училище сухопутных войск. Из-за катастрофической нехватки кадров, а точнее офицерского корпуса, министр принял решение преобразовать Алматинское высшее общевойсковое командное училище в многопрофильное военно-учебное заведение и готовить на его базе офицеров по специальностям мотострелки, танкисты, артиллеристы, связисты, инженеры, автомобилисты, воспитатели, офицеры ракетно-артиллерийского вооружения и тыла. Необходимо было разработать новую учебную программу, методические материалы и пособия по всем вышеперечисленным специальностям. Считаю, что учебный отдел училища с данной задачей справился с честью. Кроме этого, на базе Алматинского училища был организован экстернат по программе среднего общевойскового командного училища, – говорит наш герой.

В 1998 году офицер был назначен заместителем командующего силами общего назначения – начальником управления воспитательной и социально-правовой работы. В 2000 году Марату Сералиевичу присвоили звание генерала. И сейчас, будучи уже на пенсии, он свой опыт и накопленные знания реализует в работе в должности руководителя центра военно-патриотического воспитания военно-технической школы Министерства обороны, заместителя председателя Республиканского общественного объединения «Ветераны Вооруженных сил РК».

Марат Сералиевич – президент Фонда ветеранов и семей военнослужащих ВС РК. Фонд оказывает правовую и социальную поддержку своим ветеранам и членам их семей. И на этой должности он, насколько ему позволяют полномочия, восстанавливает верховенство справедливости и добропорядочности, помогая тем, кто по воле судьбы оказался в тяжелой жизненной ситуации.

Пожелание
Марат Сералиевич считает, что особую роль в строительстве Вооруженных сил занимает военно-патриотическое воспитание молодежи.

– В своем выступлении Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на тот факт, что молодежь не желает служить в армии. В этом плане считаю ошибкой ликвидацию института офицеров по работе с молодежью, потому как с молодыми солдатами и курсантами должен разговаривать их сверстник. Думаю, что данный институт должен быть восстановлен, начиная с батальонного звена, – сказал он.

Индивидуальный подход, умение разглядеть в ситуации чью-то проблему и принять судьбоносное для человека решение дорогого стоит. Именно поэтому генерал-майор Марат Нагуманов считает, что само по себе воспитание – это важная составляющая развития патриотизма, осознания своего долга перед Родиной и необходимости с честью стоять на защите ее интересов и безопасности.

Метки

Похожие статьи

Закрыть