Общество

Отчего уходит плитка из-под ног?

Сезон ремонта улиц и тротуаров в самом разгаре. Это, увы, ведет к временным неудобствам. И водители, и пешеходы сетуют: насколько целесообразно проводить такие работы каждое лето? Мы попросили прокомментировать ситуацию авторитетного эксперта — почетного строителя РК  Аскара НУРМАГАМБЕТОВА.

— Аскар Ергалиевич, в городе полным ходом идет благоустройство городского пространства, обновляются тротуары. Горожане задаются вопросом: по техническим параметрам это действительно оправданно – делать ремонт каждый год? Ведь есть примеры, когда брусчатка старинных городов сохранялась веками…

— Как всегда, это и так, и не так. Я действительно не понимаю, когда сдирают хороший асфальт и укладывают дорогостоящий новый. Это тема для специальных органов… Но по тротуарам вопросов нет, их дефекты налицо, ремонт трудозатратный, и поэтому на них сильно не заработаешь.

— Какой срок эксплуатации у нового тротуарного полотна?

— Стандартный нормативный гарантийный срок на объектах строительства составляет 2 года. Иногда заказчик при подписании договора может настоять на увеличении гарантийного срока.
Однако, как показывает практика, при качественном выполнении работ, в соответствии с проектом, срок службы может измеряться десятилетиями. Например, брусчатое покрытие площади перед Акордой, тротуары вокруг Байтерека, набережная Есиля и т. д.
Срок службы тротуарного покрытия зависит от качества выполненных работ и их полного соответствия проекту.

— Почему на левом берегу многие тротуары проваливаются? Почему под плиткой зияют дыры? Откуда эта пустота?

— Устройство дорожных и тротуарных покрытий начинается с проектирования. Существуют строительные нормы и правила, которые не может обойти ни один проектировщик при проектировании:
— проводятся геологические изыскания с целью изучения характеристик подстилающих грунтов, уровня грунтовых вод;

— на основании изысканий проектировщик разрабатывает тип основания, то есть какой глубины необходимо «корыто», необходима ли замена грунта, на какую глубину, какой толщины должна быть щебеночная подготовка, какой толщины слой песка и т. д.;
— принимается решение, какие методы и материалы применять при производстве работ.

Даже если проектировщик допустит ошибку, его поправит обязательная комплексная экспертиза проекта.
Провалы и дыры в покрытиях появляются при некачественном выполнении работ, с отступлением от проектных решений.

Например, недостаточная толщина щебеночной подготовки, плохо утрамбованный грунт основания, экономия на материалах неизбежно приводят к просадкам грунта, размыву песчаной подготовки под брусчаткой. Все это приводит к провалам, дырам, разрушению даже асфальтового покрытия.

— Скажите, в советское время тоже часто меняли тротуары? Я о гарантии. Почему мостовые могли служить столетиями?

— В советское время дела с трудовой дисциплиной обстояли еще хуже. Но тротуары не меняли (только где-нибудь в центре), десятилетиями ходили по трещинам, провалам и дырам. Или ремонтировали, но только к большим праздникам. Я не помню, чтобы тогда были дороги и тротуары такого хорошего качества, как сейчас.
Качественно выполненная, в полном соответствии с проектом мостовая, особенно с покрытием из гранитной брусчатки, действительно может служить десятилетиями. Особенно тротуары, на которые нет большой нагрузки. Также известны примеры, когда даже автомобильные дороги, качественно выполненные из гранитной брусчатки, сохранялись десятилетиями.

— Если тротуары придут в негодность раньше гарантированного срока, какое наказание за халатность несет подрядчик? Были ли такие случаи?

— Если гарантийный срок не вышел, подрядчик обязан за свой счет произвести ремонт. И в первую очередь это забота и обязанность заказчика — выявить, привлечь, заставить, в конце концов. Таких случаев очень много — находят подрядчика и заставляют ремонтировать. Если надо, то и через суд.

Фото Василия Крась, Султана СЕИТОВА

Факты и цифры

Дорожные службы районов продолжают ремонт важных транспортных артерий. Тротуарную плитку меняют и в центре столицы, и в старом городе, и на окраинах, сообщают пресс-службы.

«Сарыарка»
На стадии завершения реконструкция тротуарных сетей с обустройством общественных пространств улиц Желтоқсан, Бейбітшілік, Буқарбай батыра, Ә. Мәмбетова.

В настоящее время по улице Бейбітшілік установлены высококачественные чугунные фонари в классическом стиле, которые не боятся погодных условий столицы. Обустроены скамейки и урны. Такие элементы городской среды используются в мировых столицах (Берлин, Лондон, Москва и др.). Здесь сохранены все зеленые насаждения. Дополнительно посажены крупномерные липы и многолетние кустарники, проведена локальная система полива. В скором времени пешеходный променад, ведущий к набережной реки Есиль, станет более комфортным для жителей. Для этих целей создается безбарьерная среда. Реконструированная улица будет представлять собой комплексное общественное пространство, призванное подчеркнуть историческое наследие города. Активно ведется благоустройство целого квадрата (пр. Богенбай батыра — ул. Ш. Айманова — Ы. Дукенулы — Ш. Валиханова). В рамках реконструкции исторических улиц обустроили порядка 9500 квадратных метров тротуарных сетей. Кроме этого, проведены работы на пяти улицах жилых массивов (1128 м).

«Алматы»
В текущем году в районе «Алматы» обустроено более 4 000 км тротуара по следующим адресам: улица Кордай, улица Дауылпаз, улица А. Тыныбаева, проспект Ш. Кудайбердыулы, 29/1, трасса Астана — Караганда, улица Калба, 12, улица К. Сатпаева, проспект Тәуелсіздік, Nomad, улица Иле, 30/2, проспект Р. Кошкарбаева, улица Ш. Калдаякова, 15, улица Ж. Жирентаева, 17/1, проспект Ш. Кудайбердыулы, 17/4.

В рамках проекта обновляются детские площадки, ведутся работы по благоустройству общественных пространств с зонами отдыха и воркаут-пространством. Кроме того, появятся муралы на фасадах домов, а вместо демонтированных гаражей будут обустроены спортивные площадки.

За счет частных инвестиций ведутся работы по благоустройству нового общественного пространства вдоль набережной реки Есиль, от улицы Ш. Бейсековой в сторону ЖМ Коктал. Проект разделен на две очереди. Будут обустроены амфитеатр, спортивные поля, прогулочные зоны. Дополнительно появятся игровые площадки для детей разных возрастов.

Общая площадь благоустройства составляет 0,96 га. При строительстве сквера учитывается необходимость озеленения прилегающих территорий, создание комфортной среды, чтобы горожанам было удобно пользоваться всей инфраструктурой. На данном участке планируется высадить 185 деревьев и 200 многолетних кустарников.

«Байқоңыр»
В районе завершено благоустройство тротуаров на 8 улицах протяженностью 3,6 км:
ул. Бестобе (от ул. Жолымбетской до ул. Чехоева), ул. 126 (от ул. Озен до ул. 126) , ул. 126 (от ул. Озен до ул. Найзатас) , ул. Озен (от ул. Сусамыр до ул. 30) , ул. 30 (от ул. Озен до ул. Ондирис) , ул. Шиели (от пер. Крылова до ул. Катаркол) , ул. Ондирис (от ул. Шынгырлау до ул. Озен) , ул. Аркарлы (от ул. Аркарлы до ул. 191) .

Статьи по Теме

Back to top button