НовостиОбщество

Отец целиноградского ВАЗа

Около 50 лет прошло с тех пор, когда в Целиноград привезли первую партию самого передового по тем временам советского автомобиля «Жигули». Тогда Тольяттинский автозавод вышел на свою проектную мощность, и было принято решение завозить в наш город 2 тысячи автомобилей в год. Естественно, срочно потребовалось открывать сервисы по обслуживанию новых ВАЗов. К этому делу подключили самых опытных. Техническим руководителем Целиноградской СТО по обслуживанию советских «Жигулей» стал наш земляк, заслуженный ветеран труда Суюндук ЖУМАБАЕВ.

Далекий 1972 год ознаменовался в нашем городе открытием головного в Северном Казахстане цеха по сервисному обслуживанию самых престижных по тем временам автомобилей марки «Жигули» под руководством Н.М. Комашко. Трудно представить, что СТО когда-то были редкостью, ведь сегодня буквально на каждом шагу можно встретить сервисные мастерские для автомобилей. Но в те годы и автомобиль-то был не у каждого! Обладатель железного коня считался человеком респектабельным, серьезным и уважаемым. По небольшим улочкам Целинограда в основном разъезжали «Москвичи», «Запорожцы», реже «Волги».

— В те годы тольяттинский завод по производству «Жигулей» уже работал около трех лет и начались поставки в страны Советского Союза. Это послужило открытию по всему Союзу сервисов по обслуживанию, потому как какими бы не были качественными автомобили, они нуждались в гарантийном ремонте и техническом обслуживании. У нас в 1979 году СТО решили открывать со строительством большого цеха. Крупные СТО должны были в день обслужить и ремонтировать не менее сотни автомобилей. Весь этот процесс происходил не просто на моих глазах — я был главным его участником, — вспоминает Суюндук Жумабаев.

Перебирая старые черно-белые фотографии, наш собеседник с теплом и трепетом вспоминает те годы, свой коллектив, события, которые сопровождали главное дело его жизни. Работе автомеханика он посвятил около 60 лет своей жизни. Судьба постепенно вела его к профессии, и даже сейчас, будучи уже 20 лет на пенсии, он продолжает помнить и чтить свое мастерство. По звуку без труда может определить поломку автомобиля и заменить запчасть с помощью подручных средств.

— 28 тысяч деталей насчитывается у «Жигули», и я без труда могу дать определение каждой и знаю, как ее заменить! — с гордостью говорит он.

При этом Суюндук Жумабаев на протяжении всех лет остается верным одной-единственной марки автомобиля. До сих пор он садится за руль только своего надежного ВАЗ-2110, который уже долгие годы служит ему верой и правдой.

— Мой трудовой путь начался в 1957 году, после окончания средней школы в Целинограде. Я пошел работать в таксомоторный автобусный парк сначала диспетчером, затем работал бухгалтером, некоторое время был инженером. Когда в 1960 году автобусный и таксомоторный автопарк реструктуризировали, я ушел в автопарк. Проработал на автобусе, был инженером по технике безопасности, затем вернулся на прежнее место работы в качестве начальника цеха по ремонту. Шел 1972 год, когда было решено открыть СТО по обслуживанию «Жигули». Меня пригласили в Тольятти для прохождения собеседования и стажировки по ремонту этих машин. Не долго думая, собрался и поехал. С легкостью прошел собеседование и за несколько месяцев стажировку. Мне не было сложно, потому как неплохо разбирался в технических составляющих автомобилей. За плечами были годы работы в автомобильной отрасли и служба в армии, где я тоже служил в автомобильном батальоне, — рассказывает наш собеседник.

Впервые попав на такое крупное производство, наш земляк не переставал удивляться процессу сборки. После окончания стажировки Суюндука Жумабаева снарядили грузовой машиной с прицепом ГАЗ-52, нагрузили оборудованием, спецовкой, ГСМ и отправили на родину открывать первый цех. В помощь пришлось вызвать напарника, потому как на дворе декабрь, да и дороги до Целинограда не объезжены. Помочь вызвался друг и коллега Сергей Леонов.

— Решили ехать через Уральск, Актобе, Кустанай, а когда добрались до города Куйбышева, это 30 км между Россией и Казахстаном, оказалось, что дороги нет. Что делать, не разворачиваться же назад? Пришлось на свой страх и риск ехать по степной дороге, к счастью, до Уральска добрались без приключений. Там уже остались переночевать в гостинице, а утром обнаружили, что остались без передних зеркал! — вспоминая, смеется аксакал. — Мы тогда специально припарковали машину к стене кузовом, потому что боялись за груз, но не подумали, что зеркала могут снять…

Добраться до родного города удалось за трое суток, приехали накануне Нового года, 30 декабря. Погода, как всегда, стояла суровая, но времени ждать не было: нужно открывать СТО как можно быстрее. Помещение выделили маленькое, всего с тремя заездами, где находились склад и котельная. Чтобы начать работу, пришлось запустить котельную, установить оборудование. К тому времени уже прибыла первая партия запчастей, в срочном порядке пришлось организовывать склад. На организацию всего процесса хватило всего три месяца, и в апреле Целиноградская СТО начала принимать первых клиентов. Это уже потом, в конце 70-х, было построено новое здание на месте образовавшегося болота. При строительстве кузовного цеха пришлось даже спасать экскаватор, который застрял в застоявшейся жиже. Тем не менее строительство заняло всего несколько месяцев.

— Как только мы начали работать, на продажу пришли первые 2 тысячи автомобилей ВАЗ-2101. Нужно было получить гарантийное обслуживание для дальнейшей эксплуатации машин. Нужно отметить, что реализация машин произошла сразу же, потому что эта партия поставляла автомобили в несколько областей. Первое время часто приезжали для устранения дефектов, которые появлялись во время эксплуатации. Просто машины итальянской сборки не были приспособлены к нашим условиям. Это уже потом наши приспособились и уже из отечественного металла стали производить комплектующие и запчасти, подходящие для местных условий.

Официальный срок службы «Жигулей» составлял семь лет. Но их ремонтировали на протяжении всей жизни, меняя все — от рычагов подвески и двигателей до крыльев и лонжеронов… Коллектив потихоньку увеличивался, появились новые рабочие, слесари, автомеханики, процесс быстро пошел на лад. Спустя год коллектив увеличился вдвое, тогда как начинали мы работу втроем. Простоя не было, порой приходилось работать в смену по 12 часов. Затем стали появляться новые марки: ВАЗ-011, ВАЗ-013, ВАЗ- 2103 и так далее. Производство «Жигулей» начало развиваться стремительными темпами, — делится воспоминаниями Суюндук Жумабаев.

До сих пор наш соотечественник считает «Жигули» самой надежной и практичной машиной. Ее технические характеристики наиболее приспособлены к нашим условиям и дорогам.

Сейчас на месте старой СТО по обслуживанию ВАЗ стоит современное здание «Тойота-Центра». С развалом Союза и началом приватизации основная доля завода — 36% — перешла в частные руки — акционеру, 30% — местной власти и остальная — коллективу. В 1995 году Суюндук Жумабаев стал президентом АО «Целин ЛАДА». В конце 90-х цех выкупила частная компания, которая продолжала сервисное обслуживание «Жигулей», затем DAEWOO и постепенно перешла только на автомобили иностранного производства.

Постепенно «Жигули» начали вытеснять с рынка, однако окончательно сделать это так и не удалось. Эти нестареющие машины только уже в современной интерпретации — под маркой «ЛАДА» — производят и продают в таких же объемах, что и 50 лет назад.

 

 

Статьи по Теме

Back to top button