История

Памятники – чтобы помнить

За 30 лет независимости в столице появилось немало памятников. Руководитель отдела научно-исследовательской работы Центра по обеспечению сохранности памятников
и объектов историко-культурного наследия при Дирекции объединенных музеев города Нур-Султана Маншук ИСАЕВА рассказала нам о каждом из них.

Слова его бессмертны..

Торжественная церемония открытия памятника великому казахскому поэту и мыслителю Абаю Кунанбаеву состоялась 19 июня 2010 года.

Памятник установлен на пересечении пр. Абая и ул. Бейбитшилик. Автор памятника – скульптор Болат ДОСЖАН. Монументальная скульптура великого поэта, выполненная в бронзе, установлена на постаменте классического стиля из гранита. Очень прост его узнаваемый силуэт и мудрый взгляд, обращенный на открывающуюся перед ним городскую площадь. Художнику удалось передать не только образ, приближенный к исторически достоверному облику великого поэта, но и отразить величие личности Абая. Философскую настроенность мыслителя, незаурядность его личности подчеркивает монументальность фигуры, цельность пластического решения памятника.

Творчество Абая является воплощением прошлого и настоящего. Слова его бессмертны, а творческое наследие останется в памяти народа навек. Сегодня весь мир постигает мудрость и красоту слов великого сына казахской степи.

Пример самоотверженности

Открытие памятника И. В. Панфилову состоялось в столице 7 мая 2015 года. Памятник установлен в парке «Жеруйык», расположенном на пересечении пр. Б. Момышулы и ул. Жумабаева. Автор – скульптор Ренат Абенов. Материал – бронза.

Иван Васильевич Панфилов (1893-1941гг.) – советский военный деятель, генерал-майор, Герой Советского Союза. В годы Второй мировой войны был командиром 316-й стрелковой дивизии, прославленной оборонительными боями под Москвой.
C восточной стороны памятника, вдоль аллеи расположены выточенные из природного гранита памятные плиты 28 воинам-панфиловцам с указанием даты рождения и смерти героев.

316-я стрелковая дивизия, которой командовал генерал-майор И. Панфилов, была сформирована летом 1941 года в Алматы. В октябре дивизия вела оборонительные бои на волоколамском направлении. Части именно этой дивизии во главе с И. Панфиловым 16 ноября 1941 года вели тяжелые оборонительные бои с превосходящими силами противника, в которых личный состав проявил массовый героизм, что вошло в историю как подвиг 28 героев-панфиловцев. За успешные действия в ходе этих боев дивизия, уже ставшая 8-й гвардейской Краснознаменной, 23 ноября 1941 года получила почетное звание Панфиловской. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года этим воинам было присвоено звание Героев Советского Союза. 28 гвардейцев-панфиловцев – это воины-казахстанцы, героически защищавшие Москву. Их мужество, беспримерный героизм и самоотверженность навсегда останутся в наших сердцах. Наш долг – хранить память об этом подвиге и передавать следующим поколениям.

Олицетворение героизма

Бронзовый памятник одному из великих сынов казахского народа – Р. Кошкарбаеву был открыт в столице в 2016 году на пересечении пр. Б. Момышулы и Р. Кошкарбаева. Автор – скульптор Аскар НАРТОВ. Ракымжан Кошкарбаев (1924-1988) родился в Акмолинской области. 30 апреля 1945 года он первым водрузил знамя Победы над Рейхстагом.

Памятник представляет собой скульптурную композицию на высоком постаменте. Автор изобразил монументальную фигуру героя в порывистом движении с высоко поднятым знаменем в руках. Победно вскинуто развевающееся на ветру знамя Победы. Скульптура слегка наклонена вперед, что усиливает динамику всей композиции.

Высота скульптурной композиции – шесть метров, а постамента – 4,5 метра. На гранитном постаменте памятника над именем героя размещена золотая звезда – высшая степень отличия «Халық Қаһарманы», присвоенная Р. Кошкарбаеву в 2001 году посмертно.

Доблестный сын казахского народа Р. Кошкарбаев навсегда вошел в историю своей страны. Памятник олицетворяет собой героизм и неиссякаемый боевой дух нашего земляка.

Скульптура в подарок

В рамках проекта «Регионы в дар Астане» на 20-летие столицы Западно-Казахстанская область преподнесла подарок – памятник Маншук Маметовой и сквер «Ақжайық». Памятник из бронзы был открыт 9 июля 2018 года. Установлен в центральной части сквера «Ақжайық» по проспекту Женис. Автор – скульптор Мурат МАНСУРОВ.

Памятник представляет собой скульптуру девушки в шинели. Она выполнена в полный рост и установлена на высоком постаменте. Скульптурная композиция изображает момент, когда героиня стоит в редкие минуты перерыва между боями. Автор с большим мастерством передал выражение лица девушки в момент затишья. Все детали военной гимнастерки и шинели тщательно проработаны, вплоть до мелких складок. Благодаря пластике форм лицо героини соответствует оригинальной фотографии.

Маншук Маметова родилась в 1922 году. Рано осталась без родителей, отец был репрессирован.
В детстве Амина апай, у которой воспитывалась девочка, называла ее ласкательно Моншағым за выразительные круглые глазки. Но маленькая Маншук не могла выговорить слово «моншақ» (бусинка). У нее получалось лишь «манчук». С тех пор за ней закрепилось имя Маншук.

Будучи студенткой медицинского института, ушла добровольцем на фронт 13 августа 1942 года. Участвовала в боях в составе 100-й стрелковой бригады и 21-й стрелковой дивизии. Старший сержант, командир пулеметного расчета. За участие в бою под Невелем в октябре 1943 года ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Именем Маншук Маметовой названы улицы, школы, ледник и одна из вершин Заилийского Алатау.

Монумент «Ұлы Дала елі»

Мраморный монумент «Ұлы Дала Елі» установлен на территории выставочного комплекса «ЭКСПО-2017» и посвящен 25-летию Независимости Республики Казахстан. Его торжественное открытие состоялось 16 декабря 2016 года. Автор – Едил АЛИМБЕКОВ. Монумент, обращенный в небо, знаменует собой лучшие устремления казахстанского народа к развитию и процветанию, его духовные порывы. Устремленная в небо стела высотой 70 метров составлена из 25 граней, каждая из которых символизируют одну из основных вех государства за период независимости с 1991 по 2016 год – 25 лет Независимости, 25 важных событий в истории современного Казахстана.

Конструктивная схема представляет собой четырехгранное сооружение неправильной формы несущего каркаса – стальной решетчатой башни, к которой прикреплен каркас облицовки из натурального камня. Общее количество камней составляет 1319 штук, из них уникальных, выполненных по индивидуальным размерам – 1069 и типовых – 250. Общий вес камня – 94,5 тонны.
На возведение монумента ушло 3,5 месяца. Такая нейтральная форма была создана, чтобы снять ветровую нагрузку. На отметке 46 метров установлены специальные гасители ветровых нагрузок. Монумент построен из лучшего в мире мрамора, известного еще с античных времен, – каррарского.

«В выборе стилистического решения объекта использована универсальная и интернациональная форма строгой геометрической вертикали. А светло-серебристый цвет предлагаемого материала – титана соответствует футуристическим горизонтам и трактуется как дальнейшее движение страны по пути созидания», – отмечается в пояснительной записке к эскизу.

Великий домбрист

Памятник прославленному домбристу Курмангазы был установлен в столице 4 июля 2012 года перед гостиничным комплексом «Думан». Авторы памятника – архитектор Бахтыбай ТАЙТАЛИЕВ, скульптор Асан МОЛДАБАЕВ.

Курмангазы Сагырбайулы (1818-1896 гг.) – казахский народный музыкант, композитор-кюйши, домб-рист, классик казахской инструментальной музыки. Он занимает особое место в музыкальной культуре Казахстана.

Если вы захотите услышать пульс и дыхание казахской земли, если вы хотите знать, о чем поет вольный ветер бескрайних степных просторов, ощутить радость от стремительного бега летящих коней, понять, в чем сила казахского народа, послушайте кюи Курмангазы. «Сарыарка», «Балбыра-уын», «Серпер», «Адай» и многие другие ассоциируются у казахов с образом родины.

Памятник представляет собой скульптурную композицию, которая передает момент создания одного из кюев великого композитора, гремевших по всей Великой степи. Воплощенный в бронзе кюйши изображен сидящим на возвышении, в его руках домбра, в точности скопированная с той, на которой играл Курмангазы.

Общая высота памятника – 10 метров, высота постамента – 5,5 метра. Нижнее основание постамента облицовано плитами из гранита и состоит из двух частей. Украшают постамент сюжетно-изобразительные барельефы. Они способствуют большей выразительности образа Курмангазы. На центральном рельефе изображен кюйши, передающий свою домбру юной кюйши Дине. Именно он благословил ее выбрать путь музыканта. Два барельефа на боковых гранях постамента отражают периоды жизни Курмангазы. На правом рельефе запечатлен образ Жангир хана, символизирующего власть и казахскую государственность того периода. Рельеф на левой стороне передает эпизод состязаний батыров в духе энергичного и динамичного кюя «Адай».

Творчество Курмангазы народ бережно сохранил, его произведения бессмертны, а наследие, которое он оставил потомкам, останется навсегда в памяти народа.

Похожие статьи

Закрыть