НовостиОбщество

Парковочная арифметика

Уже полгода в столице на бульваре Нуржол действуют платные парковки, которые рассчитаны на 487 машин. Выгоден ли проект с коммерческой точки зрения? Об этом шла беседа в передаче «Городская среда» на радио «Астана» с участием директора ТОО «Парковочное пространство Астаны» Ардака ТУРГАНКУЛОВА.

Предлагаем вашему вниманию полный текст интервью руководителя компании по управлению платными парковками.

– С какой целью решили организовать платные парковки?

– Главная цель проекта – обеспечение доступности парковочных мест. На первом этапе платные парковки внедрены на бульваре Нуржол. На сегодня здесь имеется 24 парковочных зоны на 487 парковочных мест. В проекте – расширение зон парковок на 113 мест.

– Почему пилотным проектом выбран бульвар Нуржол?

– Дело в том, что в районе этого бульвара располагаются офисы большого числа компаний квазигосударственного сектора, очень много жилых комплексов и торговых центров. В 2016 году был проведен анализ, выяснилось, что в течение дня вдоль бульвара Нуржол парковались 564 авто, из них 238 машин – с нарушением правил парковки. Автомобили парковали вторым рядом, под знаками, которые запрещают остановку и стоянку транспорта. Это вызвано элементарной нехваткой парковочных мест.
Наша задача сделать так, чтобы машины, которые паркуются здесь, не стояли часами в ожидании своих владельцев, нам нужен оборот парковочных мест. Для этого вводится система управления платным парковочным пространством, чтобы человек планировал свое время, приехал, оплатил парковку, решил свои дела и уехал. Час парковки стоит 100 тенге, а штраф за стоянку и остановку в неположенном месте 10 МРП, то есть 24050 тенге. Лучше заплатить 100 тенге.

– Как фиксируется время стоянки?

– У нас есть специальный автомобиль, который оснащен сертифицированным устройством. Он курсирует по бульвару Нуржол каждые 15-20 минут и производит фотофиксацию номерных знаков всех автомобилей, которые находятся на платных стоянках. Эти фотографии поступают в нашу базу, после чего сравниваются с системой биллинга – была произведена оплата или нет. Если оплата произведена, претензий не имеем, если ее не было, то данные автомобиля сразу передаются в Управление административной полиции ДВД, которым формируется предписание, и владельцу выносится уведомление об уплате штрафа. Штраф за неуплату парковки составляет 3 МРП (7215 тенге), при повторном нарушении в течение года – 5 МРП (12025 тенге). Денег со штрафов мы не имеем, и взысканием штрафов не занимаемся, это компетенция полиции.

– Если водитель оплатил парковку за несколько часов, но забрал автомобиль раньше, вернут ли ему переплату?

– Если он оплатил через паркомат, то деньги не возвращаются. Но мы предлагаем альтернативный вариант – использовать смс. Вы указываете номер парковочной зоны и автомобиля, а также время, на сколько планируете оставить автомобиль. Парковочная сессия активируется, когда вы отправляете СМС, и ее можно прервать в любой момент. Остаток средств возвращается на парковочный счет. При этом тарификация производится поминутно.

– Почему паркомат принимает только монеты, а не купюры?

– Для того чтобы поставить купюроприемник, аппарат должен проверять подлинность банкнот, их номинал, еще и выдавать сдачу, все это предполагает очень большое энергопотребление. А паркоматы на Нуржоле используют солнечную энергию. Поэтому пока остановились на самом простом способе – приеме монет номиналом 50 и 100 тенге. Но кроме того, через паркомат можно оплатить еще и банковской картой, ее нужно приложить к паркомату, используется бесконтактный способ.

– Много ли водителей избегают оплаты за парковку?

– Мы ввели платные парковки с 15 января этого года, прошло полгода, и у нас уже накопилась определенная статистика. Есть категория водителей, которые утверждают, что якобы не знали о платности парковки. Тот же дорожный знак платной парковки, где указаны цифры 10, 15, 20, они воспринимают как время стоянки. Это уже показатель незнания Правил дорожного движения. На сегодня платят за парковку всего около 10 процентов автовладельцев. К примеру, с 1 по 12 июня за неуплату парковки выписано 4811 предписаний.

– Куда идут деньги, заработанные на платных парковках?

– На сегодня из 100 тенге, которые мы получаем, 12 тенге составляют налоги, 9 тенге платим на обустройство парковочной зоны, 10 тенге – расходы на амортизацию, 21 тенге – расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание, 5 тенге – оплата сотрудникам нашей компании, 5 тенге уходит на оплату комиссии платежному агенту.

– Когда проект окупится?

– В соответствии с нашей финансовой моделью срок окупаемости проекта – до 20 лет. Сейчас проект коммерчески невыгоден. В день мы зарабатываем около 60 тысяч тенге, хотя при стопроцентной заполняемости и собираемости должны зарабатывать примерно 500 тысяч тенге.
Тариф в размере 100 тенге утвержден постановлением акимата города, он обоснован в соответствии с расчетами по формуле, которую нам дал акимат.

– Не рассматривается ли вопрос повышения тарифа?

– Об этом говорить рано. Но хотел бы пояснить, для чего на бульваре Нуржол внедрена зональность парковок. Это сделано, чтобы в последующем можно было ввести дифференцированный тариф. В зависимости от того, сколько машин паркуется, в разных зонах можно либо снизить, либо повысить тариф, и таким образом регулировать оборачиваемость парковочных мест.

– В какое время парковки работают бесплатно?

– Парковка бесплатная в выходные и праздничные дни, а также в будни с 20.00 до 8.00.

– Кто обладает льготами на оплату парковки?

– Всего имеется шесть категорий льготников. Это ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды первой и второй группы, граждане, награжденные орденами «Алтын қыран» и «Халық қаһарманы», многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа», лица, пострадавшие от испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, а также ветераны и инвалиды войны в Афганистане и локальных боевых действий.

Эти категории обладают правом не платить за парковку. Однако сначала им нужно прийти в наш офис по улице Шарля де Голля, 1а, 5-й этаж, и пройти регистрацию. С этого момента номер автомобиля льготника заносится в базу данных, и оплата с него не взимается.
Вся информация, как получить льготу, доступна на нашем сайте 2888.kz.

– В случае, если человек работает недалеко от платной парковки, ему невыгодно платить по часам, может ли он арендовать паркоместо на долгосрочный период?

– Системой управления парковочным пространством предусматривается возможность введения абонементов и резидентских разрешений. Абонемент как раз для тех, кто работает в том районе. Это будет сделано чуть позже, когда мы начнем расширять зону платных парковок.

– Планируется ли расширение сети платных парковок по городу?

– До мая 2019 года мы планируем расширить сеть платных парковок в городе до 10 тысяч парковочных мест. На район «Сарыарка» приходится около 4 тысяч мест, район «Байқоңыр» – около 500 мест, район «Есиль» – около 2 тысяч, район «Алматы» – около 3 тысяч мест.
Примерно через три года планируем расширение до 20 тысяч мест, так как город развивается очень быстрыми темпами.

Мансия САКЕНОВА
Фото Талгата АХАНОВА и Султана СЕИТОВА

Метки

Похожие статьи

Закрыть