НовостиОбразование

Перемены в образовании

Глава МОН РК Асхат АЙМАГАМБЕТОВ прокомментировал поправки, внесенные в законодательство по вопросам образования.

Дистанционку наконец закрепили

Одной из важных норм закона, отметил глава ведомства, станет размещение госзаказа и в частных организациях дополнительного образования. Это позволит без больших затрат со стороны государства поэтапно решить вопрос занятости детей в секциях, кружках и других развивающих центрах.

Принята давно обсуждаемая норма по возвращению государственной аттестации детских садов, школ и колледжей.

— Самое главное, чтобы аттестация не была репрессивным инструментом, просто констатирующим проблемы, — отметил Асхат Аймагамбетов. — Раз в пять лет организации будут проходить аттестацию, которая включает в себя проведение срезов качества знаний, опросы родителей, учащихся, педагогов, оценку соответствия материально-технической базы, кадрового состава и других аспектов.

Введены нормы по обязательному проведению экспертизы и апробации типовых учебных планов и учебных программ до внедрения их в процесс, а также по повышению качества учебников.

Ну и, самое главное, в законе наконец появились нормы, регламентирующие дистанционное обучение, закреплено само определение данного понятия и правила организации онлайн-обучения.

Что позволено колледжам?

Комментируя перемены в ТиПО, глава ведомства отметил, что в число документов, подтверждающих трудовую деятельность, добавлен договор о дуальном обучении:

— Теперь срок прохождения учащимся обучения в дуальном формате будет засчитываться в трудовой стаж. Это увеличит шансы выпускников колледжей трудоустроиться с уже имеющимся опытом работы.

Исключена норма об установлении сроков обучения в колледже.

— Ранее мы жестко регламентировали и устанавливали сроки обучения по различным квалификациям. В среднем от двух до трех лет десять месяцев. Теперь это будет зависеть от конкретной образовательной программы и требуемых результатов обучения, — пояснил Асхат Аймагамбетов. — Колледжи смогут совместно с работодателями самостоятельно определять содержание образовательных программ. Учебные планы будут позволять молодым людям получать необходимые квалификации и устраиваться на работу в более короткие сроки, а при необходимости возвращаться и получать дополнительно другие квалификации.

Данные меры, считает глава МОН, позволят подстроиться под технологические изменения на производстве и запросы рынка труда. Кстати, такая норма ранее уже была принята в ­вузах и показала свою эффективность.

— Решился еще один вопрос, давно поднимаемый колледжами, теперь они смогут предоставлять на платной основе услуги и реализовывать товары, выпускаемые в учебно-производственных мастерских, хозяйствах, на учебных полигонах, — рассказал Асхат Аймагамбетов. — Например, учащиеся, обучающиеся по специальности «Сварочное дело», во время практики изготавливают качественные конструкции из железа, молодые кондитеры — замечательную выпечку, обучающиеся по ремесленным специальностям — авторские изделия из вой­лока, керамики, дерева, кожи, ювелирные изделия. Теперь все они смогут реализовывать товары собственного производства и на эти средства дополнительно приобретать в том числе расходные материалы для мастерских.

Сейчас при многих вузах функционируют колледжи, однако, согласно законодательству, они не могли получать госзаказ на подготовку кадров за счет бюджета. Новые поправки решили и этот вопрос.
Диплом вуза собственного образца

Для вузов, отметил министр, отменено проведение процедуры внешней оценки учебных достижений. Так как в условиях, когда каждый вуз разрабатывает свои образовательные программы, проводить срезы не представляется целесообразным.

— Новеллой закона является определение основных требований к содержанию документов об образовании собственного образца, правилам их учета и выдачи, — продолжил спикер. — Уже с 2021 года каждый вуз будет выдавать диплом собственного образца, который станет самостоятельным брендом, за который студенты «проголосуют» своими деньгами или грантом в зависимости от качества предоставляемых образовательных услуг.

Таким образом, дипломов государственного образца уже не будет.

— Но при этом в целях недопущения выдачи нелегальных или поддельных документов пре­дусмотрены единые рамочные требования, — уточнил министр. — К примеру, в информационной системе МОН будет создан депозитарий выданных дипломов с указанием их реквизитов, в том числе Diploma Supllement, согласно требованиям Болонского процесса.

В вузах также пересмотрены условия отработки студентов, поступивших по государственному гранту. Теперь выпускники могут проходить отработку не только в государственных, как это требовалось ранее, но и в частных организациях. Главное — по профилю подготовки.

— Этот вопрос не раз поднимался, — продолжил глава ведомства. — Посудите сами: студент, получивший специальность фармацевта по сельской квоте, обязан отработать по специальности в госорганизации, расположенной в селе, а там нет государственной аптеки. Поэтому логично, что выпускник теперь может отработать и в частных организациях по своему профилю.

Министр затронул еще одну проблему:

— При мониторинге выявлено, что некоторые грантники придумали способ, как обойти обязательную отработку после окончания вуза.
Они поступают на грант, бесплатно учатся до третьего курса, все три года получают стипендию. Потом на четвертом курсе переводятся на платное обучение, чтобы не отрабатывать государственный грант по специальности. В связи с этим введена норма по возмещению расходов, понесенных государством на обучение грантника, соразмерно фактическому периоду учебы. То есть если студент отучился два года по гранту и потом перевелся на платную форму, ему все равно придется отработать. Но уже не три года, а соответственно количеству лет бесплатного обучения. Эта же норма будет действовать и в случае, когда студенты, обучающиеся платно, поступают через конкурс на вакантные места по гранту.

Статьи по Теме

Back to top button