История

Первая Конституция – переходный регулятор для стартовых реформ

Зинаида ФЕДОТОВА, государственный деятель, правовед:

– Процесс разработки и принятия первой Конституции Республики Казахстан занял около двух лет. Конституционную группу возглавлял сам Нурсултан Назарбаев, я была его замес-тителем. В нее также входили Бауржан Мухамеджанов, Константин Колпаков, Талгат Донаков, Юрий Ким и другие. Во главе группы молодых экспертов был патриарх нашей правовой науки Гайрат Сапаргалиев.

Когда у меня освобождалось время между заседаниями, я ехала туда, где работала группа. Мы обсуждали каждую статью и раздел Конституции. Готовые материалы передавали далее на обсуждение в конституционную комиссию, в составе которой были все председатели комитетов Парламента, представители от Правительства, ученые. Иногда долго сидели над одной статьей или положением.
И только в январе 1993 года мы вы-шли на принятие Конституции. Нурсултан Абишевич сам был одним из разработчиков, поэтому каждую статью и каждое слово он читал очень внимательно, весь проект знал наизусть.

В переходный период было очень трудно. Все помнят, в каком состоянии находились экономическое развитие и социальная сфера, общество было очень чувствительным. Поэтому сразу заложить передовые меры не представлялось возможным.

Политическая сфера 1992-1993 годов была неспокойной. Бесконечно появлялись сомнительные организации, которые финансировались из непроверенных, анонимных источников. Вокруг себя они собирали определенный электорат. Государству приходилось предупреждать их действия, чтобы не вызвать волну неспокойствия в обществе. Были и забастовки: вокруг Парламента стояли юрты, там лежали люди. В то время у них, может быть, были и законные требования: людям нужно было работать и кормить свои семьи. Не только руководители государственных органов, Правительства, но и мы, депутаты, выходили, встречались с этими людьми, приглашали в здание Правительства, выслушивали их требования, разъясняли и таким образом разряжали обстановку.

28 января 1993 года Верховный Совет 12-го созыва принял Конституцию Республики Казахстан как политико-правовой документ независимого, демократического и унитарного государства.
Необходимо было начать строительство суверенного государства на базе несуществующего на тот момент нового законодательства.

Конституция 1993 года выполнила роль юридического регулятора на начальном этапе формирования государственности и носила переходный характер. В ней не нашли своего окончательного разрешения некоторые принципиальные вопросы взаимодействия органов государственной власти с использованием системы сдержек и противовесов, не было четкого распределения компетенции между ветвями власти.
Все это требовало проведения в стране судебно-правовой реформы, которая по-новому, с учетом требований времени решила бы вопросы организации управления обществом, собственности, обеспечения прав и свобод человека. Позднее на повестку дня была поставлена задача подготовки новой Конституции страны, и 30 августа 1995 года на республиканском референдуме ее приняли.

Конституция 1993 года выполнила роль юридического регулятора на начальном этапе формирования государственности и носила переходный характер.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что избранная модель государственного правления оказалась для Казахстана оптимальной. Мы являемся не только свидетелями, но и активными участниками ряда значимых и принципиально новых свершений в различных сферах жизни общества и государства. Вместе с тем мы критически оцениваем свою жизнь, хорошо знаем свои проблемы как объективного, так и субъективного характера. Поэтому, изучая историю становления и развития независимого Казахстана, следует извлекать уроки прошлого и учитывать их при решении новых задач, достойно идти навстречу новым вызовам.

Похожие статьи

Закрыть