Uncategorized

Первый учитель

Согласитесь, в начальной школе учитель-мужчина пока большая редкость. А вот в школе-гимназии № 91 города Астаны они преподают и в казахских, и в русских классах. Наш корреспондент встретилась с ними в преддверии Дня учителя и задала родительские вопросы и не только. Знакомьтесь!

Евгений ПЕРЕТОЛЧИН — обладатель номинации «Талантты жас маман» в конкурсе «Лучший молодой специалист», первого места на городском этапе конкурса «Панорама педагогических идей», второго места на республиканской олимпиаде «Педстарт». Обладатель звания «Үздік педагог-2024» в школе и ждет результатов городского конкурса.

Здравствуйте, Евгений Николаевич!

— Евгений Николаевич, вы из учительской династии?

— Нет, я не из учительской династии, но, возможно, скоро это изменится — моя младшая сестра вот-вот окончит обучение на учителя начальных классов, сейчас она проходит у меня практику. Семь лет я работаю учителем начальных классов. Стараюсь постоянно совершенствоваться в своей профессии, в данный момент обладаю категорией педагога-эксперта.

— Сегодня учитель-мужчина начальных классов — это уже обычное дело?

— Это еще не совсем привычно, но я считаю, что гендер в профессии не имеет значения. Важно то, с какой любовью и ответственностью человек подходит к обучению детей. Учитель-мужчина может привнести в процесс обучения свою уникальную энергетику и подход.

— Каким должен быть первый учитель?

— Первый учитель — это больше, чем просто наставник. Он закладывает основы не только знаний, но и жизненных ценностей. Это человек, который должен поддерживать, вдохновлять, помогать ребенку полюбить учебу и раскрыть его потенциал. В этом возрасте дети очень благодарные.

— Вы помните свой первый урок и первый класс?

— Конечно! Я очень волновался на своем первом классном часе 1 сентября. Пришли 30 детей, а в кабинете стояли родители — около 60 человек. Это был волнительный момент — столько глаз, и все устремлены на тебя! Но когда я понял, что именно мне доверены эти маленькие личности, это дало мне сил и уверенность в том, что я выбрал правильный путь в жизни.

— А почему вы выбрали именно эту профессию?

— Я выбирал между поваром и учителем. Мне нравится готовить экспромтом новые блюда. И детей маленьких очень люблю. После окончания школы уехал из Семея в Кокшетау и там подал документы. Думал, если не получится, пойду поваром. Но поступил и теперь спустя семь лет понял, что нашел свое настоящее призвание, не ошибся.

— Сколько уже выпусков у вас за плечами?

— Два. И ожидается третий в этом учебном году. Каждый выпуск — особенный этап в моей жизни, я горжусь своими учениками.

— Трудно расставаться с малышами?

— Прощание с детьми всегда трогательно, ведь каждый из них оставляет в сердце свой след. Но я понимаю, что они должны расти и переходить на следующий этап. Я всегда стараюсь следить за их успехами после выпуска, мы поддерживаем связь через социальные сети, а иногда даже собираемся и ходим вместе в кино.

В жизни каждого учителя есть моменты, которые остаются в памяти навсегда. Помню, был обычный учебный день, мы работали над заданием, когда одна из моих учениц подняла руку и попросила слово. Я, конечно, подумал, что она хочет задать вопрос по уроку. Но ее слова удивили меня: «Евгений Николаевич, а можно вас обнять? Вы всегда такой добрый и терпеливый с нами». Я был немного растерян, но в тот момент осознал, что иногда самое важное — это не только знания, которые ты передаешь, а поддержка и забота, которые ты даешь детям. Мы учим их математике, чтению, письму, но для детей особенно важно знать, что их любят, поддерживают и верят в них. Этот случай я запомню на всю жизнь. Он стал для меня напоминанием, что учитель — это больше, чем профессия. Мы не просто готовим учеников по предметам, мы помогаем им расти как личности, становиться сильнее и увереннее в себе. Такие моменты наполняют мою работу смыслом. Ради этих маленьких, но таких важных мгновений мы и приходим в школу каждый день.

 — Есть у вас любимчики среди учеников?

— Как учитель я отношусь ко всем детям одинаково. Каждый ребенок — это личность, и все они по-своему уникальны. Моя задача — помочь каждому из них раскрыться и найти свой путь.

— Что самое трудное в вашей профессии?

— Помимо эмоциональной нагрузки, важной частью работы является взаимодействие с родителями. С гордостью могу сказать, что мои ученики добиваются призовых мест на городских и республиканских олимпиадах. Есть победители в республиканских научных проектах. Мои ученики блестяще выступают на соревнованиях по программированию.

— А какие пожелания и рекомендации у вас есть для родителей?

— Родителям я бы порекомендовал больше времени проводить с детьми, поддерживать их в учебе и показывать, что ошибки — это тоже важная часть обучения. Важно не только помогать с домашним заданием, но и быть рядом в сложные моменты.

— Хватает ли времени на свою семью?

— Да, я женат, и, несмотря на загруженность на работе, стараюсь находить время и для семьи, и для школы. Для меня важно поддерживать баланс, чтобы быть полноценным учителем и мужем.

Абай МАНАТ в школе-гимназии № 91 преподает в казахском начальном звене и продолжает семейную учительскую династию. Его дядя — заслуженный учитель Казахской ССР — был преподавателем начальных классов в казахской школе.

Абай-ұстаз

— Абай Нурболатулы, вы из династии учителей?

— Да, можно так сказать. Мой отец — Нурболат Манатулы по профессии электрик, а мама, Кульсара Сапенова, 35 лет преподавала в школе биологию и химию. В семье нас трое детей. Брат — юрист, сестра тоже выбрала педагогическую стезю — воспитательница в детском саду. На мой выбор профессии повлиял пример дяди — Мардена Сапенова, который всю жизнь посвятил учительству, был учителем начальных классов и казахского языка, имеет звание «Заслуженный учитель Казахской ССР».

— Сегодня учитель-мужчина начальных классов — это уже обычное дело?

— В наши дни это пока редкость, когда молодой человек становится учителем начальной школы. По желанию своего сердца я стремился подать пример маленьким детям и научить их первой азбуке. Конечно, научить вчерашнего любимчика и баловня семьи читать и писать, приспособиться к незнакомой среде и дисциплине непросто. Моя мечта осуществилась: я вступил на сложный, но удивительно интересный путь педагогической деятельности. Я стал учителем и горжусь этим.

— Первый учитель — каким он должен быть для детей?

— Первый учитель — особенный, ведь именно он становится наставником для ребенка и открывает двери на пути к знаниям, помогает написать первую букву и сложить два числа. Именно он, первый учитель, учит детей рассуждать и спорить, творить и придумывать, быть самостоятельными и ответственными. По моему мнению, ребенок, только что поступивший в школу, должен быть очарован своим первым учителем.

— Помните ли вы тот момент, когда впервые вошли в первый класс?

— Конечно! Это можно сравнить с прыжком с парашютом. До сих пор помню, как они смотрели на меня широко открытыми глазами, с рюкзаками за спинами и держа друг друга за руки. Никогда не забуду, как я впервые усадил их за парту, как учил правильно держать ручку и много еще смешных моментов. Передо мной — ангелы, которые еще ничего не знают об этом мире. Их родители доверили мне самое драгоценное в своей жизни. Теперь они уже вполне самостоятельные, и когда я рассказываю им, какие они были несмышленыши, они смеются и не хотят верить.

— Вы никогда не сомневались в своем выборе?

— На мой выбор большое влияние оказали моя мама и учителя-мужчины, которые преподавали в нашей школе. Для меня они были объектом для подражания, с них я брал пример, каким должен быть человек. К тому же я очень люблю детей, они такие искренние и открытые.

— Сколько выпусков было у вас?

— Свою преподавательскую деятельность я начал в школе, в которой учился сам. В связи с семейными обстоятельствами мы переехали в Астану. Поэтому класс, который я сейчас веду, станет моим первым выпуском. Дети мои дисциплинированные, умные и очень милые. У них хорошая математическая грамотность, и они учатся бегло говорить по-казахски.

— Насколько сложно прощаться с детьми?

— Я привык к своим ученикам и уже представляю, как будет сложно передавать детей в среднее звено. Как они будут привыкать к учителям других предметов? Меня беспокоит, как новый учитель сможет распознать их способности по характеру. Но сообразительные и смышленые дети, думаю, быстро привыкнут к новым преподавателям.

— Есть ли у вас любимчики среди учеников?

— Я люблю всех детей, которые приходят ко мне на обучение. Если бы я был избирателен, то не выбрал бы эту профессию. Ребенок приходит в первый класс как чистый лист, с открытым сердцем, и я люблю каждого из них такими, какие они есть. Моя задача — разбудить в детях стремление работать над собой и воспитывать отзывчивость сердца. Многие из них меня зовут Абай-ұстаз, и это так трогательно.

— Что самое сложное в вашей профессии?

— Думаю, что в каждой профессии есть свои трудности. В моей же работа с только что растущими детьми требует большого терпения, прощения и справедливости. Профессия учителя непростая, бывают и трудные времена. Я всегда советуюсь со своими коллегами — опытными учителями, которые преподают в начальной школе, и прислушиваюсь к их советам в сложные моменты.

— Какие пожелания и рекомендации есть у вас родителям?

— Мои родители понимают требования, предъявляемые к ученикам, всегда поддерживают и выполняют их. Вместе с детьми активно участвуют во внут-
ришкольных олимпиадах. Наши родители понимают требования школы, уделяют внимание воспитанию и образованию своего ребенка и эффективно работают вместе.

— Достаточно ли у вас личного времени? У вас есть семья?

— Я в активном поиске, живу с родителями. Свободное время посвящаю родным, ценю каждую минуту, проведенную с ними.

Послесловие

Мы не могли не поинтересоваться и не задать директору школы-гимназии № 91 Алмагуль СЕГИЗБАЙ любопытный вопрос: как ей удалось собрать в педагогическом коллективе столько мужчин — в школе преподает различные предметы 21 педагог.

— За свой многолетний опыт работы руководителем школы я заметила такую тенденцию, что в классах, где классным руководителем является мужчина, особая аура. Мужчина-педагог находит свой мужской подход к мальчикам, у них без особого труда на собственном примере получается прививать ребятам уважительное отношение к девочкам в классе. Чем больше мужчин-педагогов в коллективе, тем женщины-педагоги чувствуют себя более защищенными. Даже при проведении школьных мероприятий сильный пол взваливает на себя бремя тяжелых физических поручений. Учитель-мужчина — это гордость каждой школы, — сказала она.

Куралай МУРАТОВА

Фото Оналхана Онерхана

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button