КультураНовости

Пираты XIX века

Романтическая история о жизни пиратов впервые ожила на сцене театра «Астана Опера». Долгожданная премьера знаменитого балета Адольфа АДАНА «Корсар» покорила столичную публику с первых мгновений.

Более двухсот лет назад Байроном была написана поэма «Корсар», которая взбудоражила умы не только читающей публики, но и деятелей искусства. Так, в 1848 году Верди написал оперу по мотивам произведения, а спустя восемь лет свое видение поэмы Байрона публике представил легендарный французский хореограф Мариус ПЕТИПА. Появившись впервые в Парижской опере в 1856 году, спектакль пережил множество трансформаций. С тех пор зажигательная повесть о морских пиратах и прекрасных невольницах не сходит с мировых сцен.

В балете «Корсар» есть все: пиратская романтика, и увлекательный приключенческий сюжет, и трогательная история любви, и антураж восточной сказки, и впечатляющие костюмы и декорации.

Зрителей впечатлила современная версия истории, полная приключений, интриг и спасения. Взяв за основу оригинальную партитуру Мариуса Петипа с балетными вставками Петра ГУСЕВА, постановщики добавили в хореографию и сценографию новые нотки. Балет получился весьма зрелищным, захватывающим, воздушным. Грандиозный корабль летит по просторам сцены «Астана Опера», как по огромным волнам. На торговой площади — тщательно выписанные и выстроенные дома, лотки с фруктами, ковры и ткани. В пиратской пещере — нависающие могучие скалы, во дворце паши — уходящие в небеса разукрашенные стены. Буря, кораблекрушение, невероятной красоты восточный рынок — всех зрелищ в балете «Корсар» не перечислить. Над эффектной сценографией и красочными костюмами трудились итальянские мастера Эцио ФРИДЖЕРИО и Франка СКУАРЧАПИНО.

На премьере все прошло, как было задумано: публика неизменно восторгалась при каждой смене декораций, глядя на искусно прописанные корабли и купола. Кордебалет, осознавая свою миссию, был в нужные моменты строг, величав и лукав. Особенно хороши были в танце одалиски, а очаровательные примы-балерины Айгерим БЕКЕТАЕВА и Мадина БАСБАЕВА показали себя во всем блеске и с технической, и с актерской стороны. Мужские образы прекрасно воплотили Арман УРАЗОВ и Рахметтула НАУАНОВ. Все они артисты высокого исполнительского уровня.

Партия главной героини Медоры, вокруг которой плещется пестрое танцевальное море, оказалась в нынешнем «Корсаре» изрядно обширнее и сложнее, чем во всех известных до сих пор версиях. Однако прима-балерина Айгерим Бекетаева справилась с виртуозными пассажами легко и артистично. Своего возлюбленного корсара Конрада в залихватском исполнении виртуозного Армана Уразова Медора привлекает не столько условным кокетством, сколько артистизмом танца. Ее завораживающие пластические линии в медленных адажио и сверкающие филигранной отделкой мелкие быстрые движения на сей раз наполнены лукавым шармом, которым сквозит каждое движение балерины.

Главную героиню на сцене обрамляет грандиозный парад классических танцев, живописных характерных плясок, игровых сцен и зрелищных эффектов. Арман Уразов, станцевавший достойно многие спектакли в «Астана Опере», воплотил еще один образ, на этот раз в популярной пиратской теме. Танцовщик отлично представляет себе и передает дух благородных разбойников. А в роли Гюльнары, помогающей главным героям бежать из плена Сеида-паши, Мадина Басбаева притягивает живостью, юмором, пленительными женскими чарами и танцевальной виртуозностью. Бахтияр АДАМЖАН достойно показал торговца живым товаром Исаака Ланкедема, выразительно передав все муки алчности: как не хочется его персонажу продавать красавицу Медору — главный бриллиант своей коллекции, но сокровища, предлагаемые Сеидом-пашой, которого мастерски сыграл Рахметтулла Науанов, так сильно привлекают!

Центр второго акта — украшенный фонтанами, клумбами с цветами, кустарниками, гирляндами оживленный сад, в котором на сцене задействованы десятки танцующих артистов и юных воспитанников Академии хореографии. Как рассказали специалисты, для ее воплощения хореографу Петипа приходилось вычерчивать перестроения мизансцен, с линейкой в руках просчитывать возможности балерин.
Финальная сцена побега и спасения, когда паруса развевает ураганный ветер, смело могла бы выдержать сравнение с маринистами-классиками. В эпилоге традиционно происходит чудо: несмотря на все перипетии судьбы, Конрад и Медора обретают долгожданное счастье. Этим завершается балет, который, без сомнения, обещает стать одним из самых зрелищных и популярных спектаклей театра «Астана Опера».

Дана Аменова

Дана Аменова

Журналист

Статьи по Теме

Back to top button