КультураНовости

Планета искусства Казахстана

Скоро на одной из лондонских улиц появится новая скульптурная композиция — огромная голова быка. Эксперты уже сейчас предрекают ей большой успех, поскольку скульптура выполнена в чрезвычайно актуальном сегодня стиле — стимпанк (синтез старины и высоких технологий). А почему это важно для нас? Потому что автор композиции — казахстанский художник Зулкайнар КОЖАМКУЛОВ.

О том, как казахстанское изобразительное искусство заявляет о себе на европейских улицах и всемирно известных аукционах «Кристис» и «Сотбис», директор художественной галереи ArtSpace.kz кандидат искусствоведения Эльмира АХМЕТОВА рассказала «Вечерней Астане».

— В 2010 году к нам обратились представители аукциона «Кристис» с просьбой показать им работы казахстанских художников. Конечно, был строгий отбор, и в результате, говорю это с гордостью, на знаменитый аукцион в Лондоне попала работа моего отца — известного казахстанского скульптора Рысбека АХМЕТОВА. Терракотовая композиция папы и литографии знаменитого художника Евгения СИДОРКИНА — таким был дебют казахстанского искусства на аукционе «Кристис». Их работы были успешно проданы (всего в тех торгах участвовало 500 лотов), а глава международного департамента русского искусства «Кристис» Алексей ТИЗЕНГАУЗЕН тогда сказал, что «после того как в сентябре этого года в Лондоне прошла выставка «Сокровища Казахстана» (из собрания Государственного музея искусств имени А.Кастеева и частной коллекции Нурлана Смагулова. — И.К.), мы наблюдаем существенный рост интереса к казахскому искусству XX века».

— Как называлась та работа Рысбека Ахметова?

— «Мелодия степи». Небольшая работа в шомоте — папа очень любил работать с этим материалом. Сидящий на коне казах, степняк, немного стилизованный под наших знаменитых балбалов.

— Потом к вам обратились из «Сотбис»?..

— Да, представители этого аукциона списались с музеем имени А.Кастеева, и опять прозвучала просьба — порекомендовать им галереи современного искусства Казахстана. Работники музея, за что я им очень благодарна, порекомендовали нашу галерею ArtSpace.kz. Был строгий отбор, в итоге мы заключили контракт с «Сотбис», и в 2013 году выставили там две работы — это «Целина. За обедом» Салихитдина АЙТБАЕВА и «Деревня у Каспия» Бахтияра ТАБИЕВА.

Живопись советского периода, когда партийное начальство, а следом за ним и искусствоведы очень строго следили за идеологической подоплекой картин. Попал под раздачу и Салихитдин Айтбаев: его картину «Обед. Собрание бригады» сравнили со… знаменитой «Тайной вечерей» Леонардо Да Винчи, обвинили в «буржуазном формотворчестве» и т.д. Сегодня эта картина хранится в музее имени А.Кастеева, а один из ее вариантов — «Обед. Собрание бригады» — попал на «Сотбис», где был успешно продан. Такая интересная у картины оказалась судьба…

— Получается, на «Сотбис» попали классики казахстанского изобразительного искусства?

— Да, но именно тогда, после аукциона, у нас появилась идея раскручивания нашего актуального искусства, сегодняшних талантливых казахстанских художников, наших современников. И мы стали первой казахстанской галереей, которая начала работать в своеобразной тройной связке: художник — художественная галерея — спонсор. Эта практика уже давно существует на Западе, а у нас впервые, когда галерея принимает непосредственное участие в создании произведения и меценат полностью обеспечивает художника. В чем, на мой взгляд, проблема современных казахстанских художников? Они талантливы, видят цвет, форму, у них мастерство на высоком уровне, но они не всегда понимают современные тенденции в искусстве и, как это ни парадоксально звучит, себя самих. Вот взять Зулкайнара Кожамкулова, первого художника, с которым мы начали работать в такой тройной связке со спонсором. Он известен как живописец, его историческая картина, написанная вместе с Бексеитом ТЮЛЬКИЕВЫМ, «Ұлы көш» находится в резиденции Президента. У себя на родине, в Шымкенте он начинал работать над скульптурой, но идея творить в стиле стимпанк исходила от нас. Потом возникла еще одна идея, уже с живописью — портреты в стиле поп-арт.

Итог — это прошлогодняя персональная выставка Зулкайнара Кожамкулова в Алматы во Дворце республики в рамках программы «Рухани жаңғыру». Впрочем, правильнее было бы сказать, во дворце и перед дворцом. Потому что в помещении, в верхней галерее выставлялись портреты людей XX века (в стиле поп-арт) — так сформулировал тему художник, а перед дворцом, у подножия лестницы, были установлены две огромные работы в стиле стимпанк: Кобыланды батыр («Мерген») и «Бык» («Энергия, поднимающая акции»). Сказать, что они привлекали внимание прохожих, ничего не сказать. Каждый хотел их сфотографировать. Люди специально приезжали из других районов города, чтобы посмотреть на эти скульптуры. И дело не только в необычности этих композиций (собранные из старых металлических деталей, они создают иллюзию, что вот-вот начнут двигаться), а в энергетике — той самой энергетике художника, который вдруг нашел свой стиль. «Я взял старинного и традиционного для сегодняшнего казахстанского изобразительного искусства персонажа — батыра, но сотворил его из… металлолома, — сказал тогда Зулкайнар Кожамкулов. — При этом хотел показать, что проходят времена, сменяются эпохи, но остается главное — родина и стремление ее защищать. Раньше — на коне с копьем, сегодня — с другим оружием, но политика остается неизменной — защищать свою землю».

Сейчас галерея ArtSpace.kz готовит еще несколько новых проектов. Первый — выставка «Мы — ваши современники», на которой представим работы Зулкайнара Кожамкулова и Абдуахата Муратбаева. Второй — установка композиции Кожамкулова «Бык» перед зданием Народного банка в Алматы, на проспекте Аль-Фараби. И, наконец, то, с чего мы начали, дебют казахстанской скульптуры в стиле стимпанк в Лондоне. Работа — огромная голова быка — сделана специально, по заказу. Причем заказ поступил из британской столицы.

— Наша галерея не зря называется ArtSpace.kz, — рассказывает Эльмира Ахметова. — То есть «планета искусства Казахстана» — на всей планете. Наша цель, цитируя программу «Рухани жаңғыру», — «продвижение современной казахстанской культуры в глобальном мире». Это название придумала известный искусствовед и добрый друг нашей галереи Камилла ЛИ. Мы с ней решили так: пусть будет два названия. Первое — «галерея имени Рысбека Ахметова» — в память о моем отце, прекрасном художнике, и ArtSpace.kz, чтобы всем была понятна наша миссия — продвижение, пропаганда нашего искусства во всем мире. И мы постепенно начинаем ее осуществлять.

— То есть вы считаете, что казахстанское искусство может занять свое место в мире?

— Ну, если к нам поступил заказ из Лондона, значит, может. Хотя, конечно, мне бы очень хотелось, чтобы композиции, подобные «Мергену» и «Быку», устанавливались прежде всего в городах Казахстана: они, с одной стороны, отражают наше время, с другой — в них есть национальный дух. В отличие от тех случайных вещей, которые стали появляться на улицах наших городов…

Индира КАРАУЛОВА
Фото автора
и из личного архива
Эльмиры Ахметовой

Статьи по Теме

Back to top button