НовостиСтоличный маслихат

Планирование должно стать точнее

На заседании постоянной комиссии маслихата столицы обсуждались результаты исполнения бюджета на основании аудиторских данных.

До сих пор самым спорным вопросом при рассмотрении итогов аудиторских проверок исполнения бюджетов государственных органов и предприятий является неэффективное планирование и несвоевременное освоение бюджетных средств. Потому что рамки закона жестче, чем жизненные реалии.

Ревизионная проверка бюджета столицы показала неэффективное использование казенных средств и активов на сумму 27,8 млрд тенге. В целом сумма выявленных нарушений составила 107,9 млрд тенге. Было проверено 68 объектов на общую сумму 575,3 млрд тенге.

— Почти 50% аудиторских проверок — это неэффективное планирование бюджетных средств, необоснованность бюджетных заявок, нарушение принципов госпланирования, можно также отметить некачественный подход к разработке бюджетных заявок, когда предоставлялись недостоверные данные, — отметил председатель ревизионной комиссии Иманжусуп АКПОМБАЕВ.

Проведенный анализ, по его словам, показал, что есть недостатки и в исполнении бюджета столицы. Так, в расходной части наблюдается высокий уровень неисполнения бюджета относительно прошлого года — 7,2 млрд тенге к 2,6 млрд тенге. Большую часть средств не освоило Управление строительства — 6,3 млрд тенге, в том числе более 3 млрд — антикризисные средства.

— В рамках проверки инфраструктурного проекта стадиона им. К. Мунайтпасова по ул. Кенесары выяснилось, что вначале этот объект хотели реконструировать. Для этого планировалось его полностью снести и посредством ГЧП за 7 млрд тенге построить новый объект.

Однако, когда поступили средства в рамках антикризисных мер, приняли решение провести здесь просто капитальный ремонт за 1,2 млрд тенге, несмотря на то, что проведенное в 2018 году техобследование показало, что стадион не подлежит ремонту. Перед строительством повторное техобследование выявило, что стадион нужно все-таки сносить и возводить новое сооружение, — пояснили члены ревизионной комиссии. — Эти деньги из-за неправильного планирования оказались без движения с апреля по август и не работали на экономику. Это условно потери бюджета, потому что цели бюджетной программы не достигнуты, рабочие места не созданы, соответственно, налоги в бюджет не поступили.

Еще один проект — строительство крематория с кладбищем на сумму более 1,4 млрд тенге. Однако этот проект в рамках выделенных антикризисных средств не был реализован. Как выяснилось, по нему даже не заключили договор и не разработали проект.

Он отметил, что с недавнего времени введено административное наказание за неэффективное планирование бюджета. Таким образом, около 28 млрд тенге подлежит возмещению, из них 18,9 млрд тенге уже возвращены в бюджет.

В качестве примера председатель ревизионной комиссии привел также нарушения в части бюджетного планирования на содержание зеленых насаждений Управления окружающей среды и природопользования столицы.

— Сегодня неизвестно точное количество деревьев в городе, а также информация по их породному, качественному составу. Таким образом, невозможно планировать бюджет по их уходу и содержанию. Между тем в Бюджетном кодексе пре­дусмотрены средства на проведение инвентаризации хозяйства. Ежегодно на содержание зеленых насаждений выделяется около 7 млрд тенге, но как эти средства использованы — неизвестно, — также отметил председатель ревкомиссии.

В свою очередь секретарь маслихата Ерлан КАНАЛИМОВ отметил, что вопрос учета зеленых насаждений — системный, но его нельзя решить только на уровне районных акиматов или управления.

— Нужно учитывать, что у районов бюджет только на содержание зеленых насаждений. Деревья сажают только в рамках двух субботников и компенсационных деревьев. С учетом того, что есть своя специфика местности нахождения столицы, вопрос нужно решать комплексно путем создания отдельной бюджетной программы по озеленению столицы. Прежде всего нужен анализ ветровых нагрузок, почвы, приживаемости саженцев. Нужен комплексный подход, чтобы были данные, в каком году посажен и кем, сколько денег тратится на полив и содержание. Для этого профильное ведомство должно разработать проект, — подчеркнул он.

Проверки также показали систематическое нарушение норм законодательства в сфере бухгалтерского учета городских ведомств на сумму 6,2 млрд тенге. Так, по предварительным расчетам ревизионной комиссии в сфере занятости и социальной поддержки, внутренней политики, установлено, что при разработке и утверждении бюджетных программ не соблюдаются отдельные нормы Бюджетного кодекса. Выявлено неэффективное использование бюджетных средств, в результате чего средства не освоены и возвращены в республиканский бюджет.

В сфере образования выявлено несоблюдение требований законодательства при разработке бюджетных заявок, допускаются системные нарушения процедурного характера. Установлены факты неправомерного перечисления 815,6 млн тенге.

— Речь идет о средствах, выделенных из республиканского бюджета, которые мы должны были освоить до октября, — пояснил заместитель руководителя Управления образования Дулат ШОГАНБАЙ. — Управление по состоянию на август и сентябрь приняло решение перераспределить средства на подушевое финансирование школ с формой собственности ПХВ. Тем самым средства были освоены своевременно, но с нарушениями.

Однако аудиторы, ссылаясь на закон, отмечают, что это неправомерное перечисление.

Установлены недостатки по созданию рабочих мест по программе «Дорожная карта занятости»: выбранные инфраструктурные проекты, отметил спикер, не создают большего количества рабочих мест и не обеспечивают максимальную занятость безработных. В итоге работники, трудоустроенные через Центр занятости, были уволены в день завершения ремонта объектов. Всего в городе в 2020 году создано 17877 рабочих мест, в том числе 15570 временных и 2307 постоянных.

В 2020 году подвели итоги 12 аудиторских мероприятий на 68 объектах с общей суммой 575,3 млрд тенге. Общая сумма выявленных нарушений составила 107,9 млрд тенге, из них 28,5 млрд тенге — финансовые, 27,8 млрд тенге — неэффективное использование бюджетных денег и активов, 51,7 млрд тенге, или 47,9%, — неэффективное планирование.

Также выявлены нарушения процедурного характера — 1553 и системные нарушения — 479.

Статьи по Теме

Back to top button