ИнтервьюНовостиОбщество

Платные парковки: больше и комфортнее

В столице хотят внедрить систему абонементной оплаты на платных парковках. Кроме того, до конца года в Нур-Султане на левобережных улицах Сыганак, Сарайшык, проспектах Мәңгілік Ел, Туран, а также проспектах Республики, Сарыарка, Богенбай батыра и набережной, расположенных на правом берегу, появятся новые платные автостоянки.

Об этом и других новшествах столичной транспортной инфраструктуры, реализация которых планируется в ближайшее время, «Вечерней Астане» рассказал руководитель ТОО «Парковочное пространство Астаны» Чингиз ДОСЫБАЕВ.

— Чингиз Байгелович, год назад ваше ведомство сообщило, что лишь 10% автовладельцев оплачивают услуги парковки. Что изменилось за прошедшее время?
— В настоящее время регулярно за парковку платит около 15% пользователей. Причина таких низких показателей, думаю, в том, что все еще не выработалась культура оплаты. Однако с течением времени ситуация наверняка изменится в положительную сторону. Не в последнюю очередь этому будет способствовать увеличение количества платных парковок.

— Расскажите подробнее, где и сколько платных стоянок планируется создать.
— В рамках нашего контракта обязательное условие — реализация 10000 парковочных мест до конца года, поэтому мы будем расширять зоны действующих платных парковок и создавать новые. Сейчас можем говорить о территориях, которые относятся к улицам Сыганак, Сарайшык, проспектам Мәңгілік Ел и Туран. Это по левому берегу. По правому — проспекты Респуб­лики, Сарыарка, Богенбай батыра и набережная. В этих квадратах появятся зоны платных парковок. Обозначенные районы являются административными центрами, машин сюда приезжает много, и есть проблемы с парковкой. Потому именно здесь как раз-таки максимально востребована реализация данного проекта для разгрузки улично-дорожной сети города и создания комфортных условий передвижения пешеходов и транспортных средств.

Плата за парковку дисциплинирует водителей, они уже не бросают автомобиль на дороге на долгое время, а стараются рационально использовать свой транспорт.

— Какой экономичес­кий эффект дает столице создание единого парковочного пространства?
— Сразу подчеркну: город не совсем интересует именно как таковой экономический эффект, выраженный в определенных потоках денежных средств, хотя он, безусловно, имеется.
Дело в том, что если бы акимат изначально ставил цель перед управляющей компанией зарабатывать определенную сумму, то мы, возможно, применили бы различного рода инструменты, такие как дифференцированный тариф.
Объясню. Это означает, что есть определенные зоны парковок, в которых оборачиваемость достигается только результатом регулирования самого тарифа. Недавно я был в Москве. Обратил внимание, что в некоторых районах города тарифы доходят до 800 рублей в час. Это делается для того, чтобы в наиболее востребованных локациях была возможность организовать парковочное место хотя бы на короткое время для большего количества автомобилей. На примере Нур-Султана можно сказать, что здесь тоже имеются места постоянного скопления автотранспорта. И если бы город был заинтересован в получении большей прибыли, можно было бы там установить тариф 500 тенге в час. Городская администрация, наоборот, внедрила именно стабильный тариф, который, в принципе, рассчитан на всех горожан и составляет 100 тенге в час. По меркам Казахстана это вполне демократичная цена. Плюс к этому есть категории граждан, которые имеют льготы.

Так что понятно, что акимат в первую очередь хочет решить вопросы увеличения оборачиваемости парковочных мест, сокращения потоков личного автотранспорта и стимулировать использование общественного транспорта.
Кроме того, невозможно оценить в цифрах результаты проекта в виде упорядочивания и рационального функцио­нирования городских транспортных артерий, свободных от закупорок и перегрузок.

— Неужели проект финансово убыточен?
— Нет, конечно. Но на данный момент доход незначителен. Сейчас тот период, когда система еще строится, она развивается. Окончательные цифры мы сможем предоставить после реализации всего проекта и выхода на полную мощность, когда заработают все 10000 парковочных мест. В настоящее время наша компания генерирует до 1,5 млн тенге в месяц.

— А сколько инвесторов — отечественных или иностранных представителей бизнес-структур — вложились в проект?
— Инвестор у нас один — физическое лицо. Ранее это была группа компаний.

— Каково соотношение вложенных инвестиций, то есть сколько средств затратили инвестор и само государство? Ведь проект был создан на основе ГЧП.
— Надо заметить, что данный проект не предусматривает государственного возмещения. Он полностью реализуется за счет инвестиционных средств, которые берут на себя инвестор, частный партнер. Государство в течение 20 лет не будет выплачивать ни копейки частному партнеру. То есть нет никакой нагрузки на бюджет. Наверное, наш проект — это один из первых примеров, когда заключаются договоры такого характера без государственного возмещения в целом.

— В какую сумму обойдется полная реализация проекта по созданию единого парковочного пространства?
— Стоимость проекта, согласно конт­ракту, составляет 1,8 млрд тенге, из которых уже инвестировано 800 млн. Необходимо отметить, что в случае завершения контракта с управляющей компанией, пусть даже преждевременного, проект остается в полной собственности города.

— В ближайшее время следует ли водителям ожидать каких-либо новшеств?
— Мы всегда стараемся ориентироваться на запросы и потребности горожан и пытаемся создать максимально удобные условия. К примеру, сейчас готовим проект абонементов. Их применение дает большое удобство — это экономия времени и денег. Из-за того что у нас работает предоплатная система, а люди к этому еще не совсем привыкли, приходится сталкиваться с такими сложностями и неприятностями, как выписанные предписания. Мы же хотим предложить абонементы на день, возможно, на один месяц.

Добавлю, что для максимального комфорта жителей и гостей столицы наша компания усиленно работает по продвижению всех инструментов оплаты, их в настоящее время более 10.

Статьи по Теме

Back to top button