ГлавнаяСтоличный маслихат

По зову сердца



Жанаргуль КУЛЬМАГАМБЕТОВА — действующий депутат маслихата столицы, избранная по партийному списку ДПК «Ак жол». В интервью она рассказала, какая работа проводится ею и членами партии, передает Вечерняя Астана.

— Жанаргуль Жумабаевна, какое место в вашей судьбе занимает столица?

— Я родилась в Целинограде в 1972 году. Окончив школу, уехала поступать в КарГУ и 30 лет прожила в Караганде. В Астану вернулась в 2018 году. Этот город для меня всегда оставался родным.

— Расскажите, как вы стали депутатом маслихата.

— Честно сказать, вопрос сложный, потому что люди не ходят и не думают: «Хочу стать депутатом». Ведь это не профессия, скорее, призвание, которое идет от сердца. Общественной деятельностью я начала заниматься очень давно, еще в Караганде. В 2014 году я пришла работать в Палату предпринимателей Карагандинской области, потому что поняла, что мой опыт в бизнесе очень важен для других предпринимателей. Когда долго занимаешься общественной деятельностью, наступает следующий этап, когда ты созрел, чтобы взять на себя дополнительную ношу — быть депутатом. Ты чувствуешь в себе силы внести достаточно серьезный вклад в развитие города, страны.

Быть депутатом — ответственно. Депутат представляет интересы народа. Жителей столицы полтора миллиона. Через нас, депутатов, государство может услышать чаяния каждого астанчанина.

— Какие цели ваша партия ставила при избрании в маслихат?

— Основные цели, на которые направлена деятельность партии «Ак жол», — это поддержка предпринимательства, уменьшение барьеров в развитии бизнеса. От этого зависит процветание экономики во всем мире. Потому что предпринимательство несет две функции. Первая — социальная. Это создание рабочих мест. В Астане 252 тысячи предпринимателей. Можете представить, сколько рабочих мест они дают городу?!

Вторая функция — экономическая. Любая предпринимательская организация платит налоги, которые составляют основной доход — 70 процентов нашего бюджета. За счет этого содержатся школы, поликлиники, больницы, проводится благоустройство города.

Но основная специализация партии не означает, что мы не работаем с простыми жителями города. Мы открыты для всех горожан, в филиале партии есть приемные часы — каждый четверг с 11 до 13 часов. Филиал находится по проспекту Тәуелсіздік, 38, в здании отеля Ibis. К нам обращаются с жалобами на недобросовестных застройщиков, по вопросам освещения улиц, по школам на окраинах. Студенты просили содействия по общественному транспорту, людям от науки нужна была поддержка по грантам. Мы помогаем всем, как и другие депутаты. Если депутат, который избран от определенного округа, отвечает только за него, то к депутатам от партий обращаются жители всего города, независимо от района проживания. Мы решаем различные вопросы. Их очень много, но в основном это здравоохранение, образование, благоустройство.

Что касается поддержки бизнеса, столичным филиалом партии «Ак жол» подписан меморандум с Палатой предпринимателей города, и мы активно работаем в этом направлении. Прошло очень много встреч с предпринимателями.

Вы знаете, что сейчас по национальному проекту «Комфортная школа» строятся 24 объекта образования в Астане. С этого года они будут сдаваться. Мы продвигаем казахстанское содержание, создание рабочих мест, чтобы в первую очередь астанинские компании участвовали в строительстве и оснащении этих школ. По проекту эти объекты сдаются под ключ со всем оборудованием. Если парта привезена из России, Беларуси, кто будет нести ответственность в дальнейшем за ее качество? А если производитель находится в городе, естественно, ответственности у него намного больше.

Помимо этого, к нам поступает много запросов от бизнесменов. 80 процентов обращений населения ко мне — от предпринимателей. В этом году реализуется третий этап всеобщего декларирования доходов. Бизнесмены приходят консультироваться, так как я финансист. Им требуются разъяснения Налогового кодекса, банковского законодательства, по выбору государственных программ, инвестиционным проектам. Я контактирую с Аграрной кредитной корпорацией, Палатой предпринимателей, где тоже много программ, и делюсь этой информацией.

Обращаются с проблемами по банковским кредитам. Есть отработанный алгоритм, как действовать, чтобы банки по­шли навстречу. Предприниматели, с которыми я работаю, не бегают от банков, не прячутся от обязательств. Мы проводим законные процедуры реструктуризации кредитов, по приостановке на какое-то время этих обязательств. Бывают временные трудности, и это нормально, потому что деятельность многих компаний носит сезонный характер. Состояние дел зависит от тех же тендеров. В первой половине года, до марта, все тендеры приостанавливаются. И только потом начинают разыгрываться, и компания получает заказы. Чтобы не усугублять положение, нужно своевременно принимать меры, любая серьезная ситуация требует разрешения.

— Насколько сегодня вы достигли целей, обозначенных в предвыборной программе?

— Мы работаем всего год, поэтому сейчас говорить о полной реализации программы преж­девременно. С прошлого года наметили цель создать несколько многофункциональных цент­ров поддержки предпринимательства по городу. На сегодня при Палате предпринимателей по проспекту Момышулы, 2/1 есть такой центр, но этого недостаточно. Предпринимателям, к примеру, из района Агрогородка, «Армана» или со стороны ЭКСПО очень неудобно добираться. Председатель маслихата Ерлан Каналимов считает, что эти организации должны быть открыты в каждом районе в шаговой доступности для жителей города, достаточно большой процент которых является предпринимателями, и мы обязаны учитывать их чаяния тоже. Надеюсь, до конца года все организационные вопросы будут решены и они откроются.

Цель, которую мы достигли, — это увеличение казахстанского содержания при реализации различных инвестиционных проектов. И самое главное наше достижение за прошлый год — это снижение розничного налога для столичных предпринимателей с 4 до 3 процентов. Решение принимал маслихат, и мы объясняли нашим коллегам, показывали важность того, что уменьшение даже на один процент имеет большое значение для экономики города. За счет этого мы получили определенный приток предпринимателей из Акмолинской, Карагандинской областей в столицу и увеличили налогооблагаемую базу.

Некоторые задачи у нас возникают в процессе, потому что город растет, появляются новые крупные инвестпроекты, тот же ЛРТ строится. Мы поднимаем вопрос, чтобы отечественные компании поставляли оборудование, сырье. Акимат в этом направлении нас поддерживает. Помимо этого, благоустройство — это асфальт, лампы уличного освещения, которые производятся местными предприятиями. При реализации этих проектов нужно платить своим производителям — нашим же жителям, не отдавать деньги на сторону — зарубежным поставщикам.

Мы работаем, взяли хороший темп и, думаю, продолжим так же.

— Каковы критерии оценки работы депутатов? Знаком ли вам зарубежный опыт по работе местных представительных органов, аналогичных маслихатам?

— На сегодняшний день четких критериев, по которым можно оценить деятельность депутата маслихата, нет. Да, существует положение, что мы должны принимать граждан, реа­гировать на какие-то ситуации. Мы контролируем, утверждаем бюджет города, проекты государственно-частного парт­нерства.

Я сейчас принимаю учас­тие в рабочей группе по Целям устойчивого развития ООН. Это научно-практический проект, акселератор на базе Университета Нарикбаева совместно с Сенатом. Шестнадцатая цель устойчивого развития касается правосудия, формирования справедливых институтов, и одно из направлений как раз относится к эффективным маслихатам. Мы подняли вопрос разработки критериев оценки результативности депутатов местных представительных органов. Очень интересен опыт Грузии, где в этой сфере применяется методика Всемирного банка. Не все индикаторы подходят к реалиям наших маслихатов, потому что в каждом государстве в зависимости от форм местного самоуправления есть отличия. Но индикаторы можно выбирать. Мы рассматриваем несколько показателей, которые приемлемы в оценке работы наших маслихатов и их депутатов. То есть не просто на словах «провел 100 встреч». Встречи можно проводить хоть каждый день, но если они прошли безрезультатно, то мы не можем их оценить. При этом депутат затратил очень много времени, а вы знаете, это общественная деятельность, которая не оплачивается. У всех нас есть еще и основная работа. Так вот, к августу у нас в рамках акселератора уже будет методическое пособие по критериям оценки. Мы уже четко определимся и будем рекомендовать их в законодательство, чтобы они были закреплены на уровне нормативно-правовых актов. Отрабатываться эти критерии будут на уровне маслихата Акмолинской области, который является пилотным органом.

При этом, считаю, что, если говорить о результативности работы депутатов по партийному списку и по округам, оценка должна быть разной. Потому что кто-то проводит 30 встреч, а кто-то, как мы, депутаты по партийному списку, работает с более системными вопросами. То есть мы организуем возможности для жителей не одного округа, а всего города.

Думаю, что у нас получится в рамках акселератора, реализации Целей устойчивого развития предложить конкретные инструменты, благодаря которым мы сможем эффективно оценить деятельность депутатов маслихатов. Это должны быть индикаторы, по которым сразу можно понять, что делается, а что нет. Эти индикаторы нужны не для того, чтобы сказать, что кто-то плохой или хороший депутат. Они в первую очередь необходимы самим депутатам для того, чтобы ориентироваться, в правильном ли направлении мы идем. Или нам нужно еще посмотреть, что охватить, чему дополнительно уделить внимание. Потому что мы тоже учимся в процессе нашей деятельности. Нас быть депутатами никто не учил. Помогает, что есть преемственность в созывах. У нас несколько депутатов седьмого созыва, и мы ориентируемся на их опыт, обращаемся к их деятельности, поднимаем те же протоколы, запросы, что ими было сделано ранее. Нельзя сказать, что пришел очередной созыв и все по-новому началось. К восьмому созыву накоплен серьезный опыт.

Статьи по Теме

Back to top button