Почему дороги «тают»

После зимы растаявший асфальт обнажил все дорожные дефекты. Многие улицы и проспекты нуждаются в капитальном и среднем ремонте полотна. Что в этом году предстоит сделать в районах и жилых массивах, читайте в нашем материале.
На днях аким столицы Женис КАСЫМБЕК отметил, что необходимо составить список улиц и в первую очередь взяться за ремонт наиболее оживленных.
— С наступлением весны на некоторых улицах асфальт в буквальном смысле поплыл вместе со снегом. Не все дорожные работы были выполнены качественно и на совесть. Поступают нарекания и со стороны жителей. Профильное управление вместе с дорожниками должно обеспечить качество и долгий срок службы ремонтируемых дорог и улиц. С учетом обращений необходимо актуализировать список. В первую очередь отремонтировать там, где высокая проходимость, новые социальные объекты, подъездные пути к ним, — считает аким. — Есть еще застраивающиеся районы, где дороги будут построены только после завершения строительства инженерной инфраструктуры и домов, до этого необходимо обеспечить дорогу временной отсыпкой. Сезон дорожных работ короткий, поэтому нет времени на раскачку. Некачественно выполненные работы принимать не будем.
Район «Сарыарка»
На территории района «Сарыарка» расположено 315 улиц общей протяженностью 314 км. Из них 92,5% асфальтированы. В 2022 году провели работы по среднему ремонту и асфальтированию 36 улиц, 12,2 км. Также на 5 улицах обустроены тротуары, благоустроено 7 крупных парковок и сделаны заездные карманы на 10 остановочных пунктах.
— В текущем году ГУ «Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны» по району «Сарыарка» планируется провести работы по среднему ремонту на 26 улицах общей протяженностью 16 км. А также на сегодняшний день началось строительство двухуровневой развязки на пересечении ул. Ш. Бейсековой и пр. Н. Тлендиева. Данная развязка позволит более 20 тысячам автомобилей в сутки проехать в административный центр Астаны, что значительно сократит интенсивность движения по проспектам Н. Тлендиева, Богенбай батыра и улице Акан Серы, Караменде би Шакаулы, — рассказали в пресс-службе района.
На данный момент по району на 6 улицах необходимо провести капитальное строительство дорог. Один из таких проектов — продолжение ул. А. Жангельдина — от Кумисбекова до ул. Ш. Бейсековой, который запланирован на текущий год. Проект включает в себя строительство дороги, инженерных сетей. Также для более 50 МЖК и 2 социальных объектов имеется лишь один подъездной путь — со стороны ул. Ш. Бейсековой, поэтому продолжение ул. А. Жангельдина облегчит выезды с жилых комплексов и поможет избежать пробок по ул. Ш. Косшыгулулы, Е. Серкебаева. Дополнительно в текущем году планируется провести обустройство тротуаров на 10 улицах и 10 остановочных пунктах. На сегодняшний день стартовал сезон ремонта дорог. Сейчас ведутся работы по ул. Бекетай и ул. Карауыл.
— От жителей района поступают заявки о том, что недавно заасфальтированные улицы быстро приходят в износ. В связи с этим проводится ремонтная дефектовка, также весной мы проводим мониторинги, ежедневно объезжаем улицы. То, что жители пишут в единые службы 109, «Е-Өтініш», соцсети или на личные номера, рассматривается и добавляется в график, и, согласно плану, проводятся ремонтно-восстановительные работы. В первую очередь отремонтируем там, где высокая потребность. Также есть улицы в жилых массивах, в которых ранее не было асфальта. По району на 51 улицах нет асфальтового покрытия. На сегодняшний день УТиРДТИ разрабатываются проектно-сметные документации, — отмечают специалисты.
Район «Алматы»
По данным пресс-службы района, в 2022 году Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны провело работы по строительству 24 улиц района (средний ремонт 12 улиц, капитальный ремонт 3 улиц, верхний слой положен на 9 улицах).
Для обеспечения временного проезда аппаратом акима района «Алматы» проведена работа по отсыпке инертным материалом (фриза), отсыпано 17 адресов общей протяженностью 5090 м.
В их числе следующие адреса: дачное общество «Почтовик», улица А. Байтурсынова, напротив школы BINOM — 600 м (отрезками); ЖК «Вива грант», ЖК «Эльбрус», продолжение улицы Ж. Нажимеденова — от улицы А-62 — 640 м; ЖК «Шеркала», прилегающая территория ул. А-91 — 100 м; ЖК «Самгау» (прилегающая территория дома, также вдоль прилегающей территории к школе BINOM), А-92, д. 5 — 200 м; улица Оркениет — 150 м; улица Майбалык — 120 м, ЖК «Магистральный», проспект Б. Момышулы, 15/3, вокруг подстанции ПНС, детский сад «Аяулым» (прилегающая территория), улица Дауылпаз, 1, улица Майкайын, 1, парковка — 60 м; ЖК «Нурали Апартменс», А-123 — 220 м; улица Ашысай — 120 м; улица Иманак (продолжение Косколь) — 200 м; улица Орбулак — 300 м; улица Бекарыс — 800 м; улица Жанарыс — 320 м; улица Жаркент — 700 м; улица Силети — 560 м.
В «Алматы» жители просят уделить особое внимание участкам улиц А. Байтурсынова и Ж. Нажимеденова.
Район «Байқоңыр»
Справочно: количество улиц — 216, из них 177 с асфальтовым покрытием (194 км), 39 без асфальтового покрытия (32 км). Общая протяженность — 226 км.
В 2022 году проведен средний ремонт 11 улиц протяженностью 6,426 км.
— В прошлом году отремонтировали 34 участка: ул. Жасыл — от ул. Көксеңгір до тупика; ул. Балықты — от ул. Ойыл до ул. Жасыл; ул. Айнатас — от ул. Көксеңгір до тупика; ул. Көксеңгір до ул. Көкбастау; ул. Мунайшылар; ул. Ташкентская; ул. Игілік; ул. Ақсеңгір; тупик Ақсеңгір; переулок Шаған; переулок Бейнеу; тупик Теректі; ул. Сурикова; переулок Шиелі; переулок Теңіз; ул. Төнкеріс; ул. Кеншилер; ул. Ынталы; ул. Тасқұдық; ул. Кентау; пер. Елек; ул. Қарағанды — от ул. Асан қайғы до ул. Су; ул. Сырдария — от ул. Сейфуллина до дома 52; мост по ул. Ушконыр через ручей Сарыбулак; переулок Ақкент, ул. 85; ул. Сырдария — от ул. Култегин до ул. Жангельдина; ул. Култегин — от ул. Лермонтова до дома 21; ул. Мунайшылар, 15; пер. Макаренко; пер. Кулибина — от ул. Иманова до пер. Сейхун; пер. Перова — от пер. Сейхун до ул. Иманова; ул. Сейфуллина, 65/1; ул. С. Жунусова, 16а, — сообщили в пресс-службе акимата.
Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны в 2023 году планирует провести работы по ремонту 13 улиц общей протяженностью 13,9 км, в том числе 9 центральных улиц протяженностью 10 км (ул. Кенесары — от ул.Габдуллина до пр. Республики, проспект Аль-Фараби — от ш. Алаш до ул. Пушкина, ул. Уалиханова — от ул. Кравцова до пр. Богенбай батыра, ул. Тархана — от ул.Валиханова до ул. Пушкина, ул. Ташенова — от пр. Республики до ул. Амман, ул. Иманбаева — от ул. Иманова до ул. Кенесары, ул. Тараз — от ул. Тархана до ул. Жангельдина, ул. Гумара Караша — от ул. Мамбетова до пр. Республики, ул. Габдуллина — от ул. Иманова до ул. Габдуллина, 3 и 2 улицы в жилом массиве Өндіріс протяженностью 3,4 км (ул. Тохтарова (Байқоңыр) — от ул. Малахова до ул. Кеменгерулы, ул. Өндіріс — от Северной объездной до развязки). Дополнительно планируются работы по запросу территории АП №1 и участок дороги СШ №34 администратором программы ГУ «УТиРДТИ г. Астаны».
— Также планируется устройство тротуаров на 7 улицах протяженностью 2,8 км. Ориентировочно список следующий: ул. Бестобе — от ул. Жолымбетской до ул. Чехоева; пер. Крылова — от ул. Шиели до ул. Малахова; ул. Шиели — от пер. Крылова до ул. Катаркол; ул. Өндіріс — от ул. Шынгырлау до ул. Озен; ул. Кусжолы — от ул. Өндіріс до пер. Шардара; ул. Сартубек — от ул. Ушконыр до тупика; ул. Малахова — от ул. Кеншилер до ж.-д. переезда).
Магистрали
Согласно данным Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны, в текущем году планируется провести работы по среднему ремонту 72 улиц общей протяженностью 54,3 км.
— Из них 44 центральные улицы протяженностью 40 км и 28 улиц в жилых массивах города протяженностью 14,3 км. К примеру, планируется отремонтировать проспекты Аль-Фараби — на участке от моста «Алаш» до ул. Пушкина, Мәңгілік Ел — от Триумфальной арки до ул. Хусейна бен Талала (до новой мечети), транспортную развязку на пересечении пр. Мәңгілік Ел и ул. Сарайшык, пр. Туран — от шоссе Коргалжын до ул. Сарайшык, ул. Валиханова — от пр. Богенбай батыра до ул. Кравцова, пр. Ш. Кудайбердыулы — от ул. Мустафина до пр. Кошкарбаева, мост «Тулпар» и др. Вместе с тем планируется текущим ремонтом охватить свыше 300 улиц города.
Для сравнения: в 2022 году проведены работы на 110 улицах протяженностью 58,8 км, из них 55 центральных улиц (42,2 км) и 55 улиц в жилых массивах столицы (16,6 км).
Мнение горожан
Как считает автолюбитель Василий КРАСЬ, дороги стали делать намного лучше. Но остается вопрос к ливневым канализациям.
— Надо отдать должное строителям, начали делать дороги, которые выдерживают нагрузку, климатические и температурные условия столицы. Конечно, реставрировать улицы нужно, но уже можно заметить меньше ям, крупных помех. Хочется сказать, что у нас даже дороги на окраинах, в частных секторах заасфальтированы. Только новые жилые массивы, которые сейчас застраиваются, еще не успели сделать твердое покрытие. В принципе, по городу можно ездить спокойно и не бояться, что колесо попадет в колодец или яму. Может возникнуть проблема с ливневками, которые не справляются с объемами, и вода остается на дороге. А когда вода на асфальте, даже самая маленькая трещина к весне размоет дорогу. Если будут хорошие ливневки, то и качество дорог будет на высоком уровне, — уверен автолюбитель.
В социальной сети размещено фото одного из центральных перекрестков столицы — Мәңгілік Ел — Ұлы Дала, который полностью покрыт колеями.
— Почему асфальт «не доживает» до своих регламентных сроков ремонта? Акимату приходится отвлекать финансовые средства на ремонт, вместо того чтобы на эти деньги решать другие городские проблемы. Проблема колей на дорогах становится все более распространенной в городе, что создает неудобства для водителей и может стать причиной аварий, — считает эксперт Арман Турлубек. — Несмотря на то что некоторые причины такой деформации — низкие температуры, накопление воды, недостаточное содержание, неправильное проектирование, превышение массы грузовых автомобилей и некачественный асфальт — лежат в компетенции специалистов дорожной отрасли, есть и те, которые зависят от нас, автомобилистов.
К основным причинам разрушения дорог относится и увеличение числа автомобилей в городе, использование шипованной резины, а также скорость движения.
— Современные легковые автомобили стали тяжелее и оказывают большее давление на асфальт, чем автомобили прошлых лет. Вторая причина — использование шипованной резины. Шипы на шинах могут нанести значительный вред асфальту, что приведет к появлению колеи. Пришла пора регламентировать контроль за использованием шипованной резины с использованием более мягкой, на резиновой основе смесь, способную уменьшить давление на асфальт. Третья причина — скорость движения. Чем выше скорость, тем больше давление на асфальт. Поэтому следует ездить со скоростью, соответствующей дорожным условиям, избегать грубых маневров, затормаживаний и резких поворотов, так как они также могут ускорить деформацию асфальта и появление колей, — говорит эксперт.
Как считает спикер, чтобы бороться с проблемой колей на дорогах, необходимы совместные усилия властей и автомобилистов. Специалисты должны обеспечивать качественное содержание дорог, правильное проектирование и контроль за грузовыми автомобилями. А водители в свою очередь должны соблюдать Правила дорожного движения, избегать перегрузки, контролировать скорость и использовать регламентированную шипованную резину. Только вместе мы сможем сохранить наши дороги в хорошем состоянии и обеспечить безопасность дорожного движения.
Фото Василия Крась