
Вы когда-нибудь были в почтовом отделении, где нет работников, а клиентов обслуживают роботы? А как вам идея примерить платье в онлайн-примерочной, не дожидаясь доставки из интернет-магазина? Думаете, это станет реально не скоро? В Астане уже работает почтовое отделение с таким набором услуг!
Роботизированный офис
Куаныш, мне нужно посылку отправить. Как это сделать?
— Для получения и отправки посылок пройдите в зону 6 — «Почтомат». Вы можете отправить посылку по Казахстану. Для отправки посылки вам нужно ввести в поля индекс получателя, данные отправителя и получателя.
Такой диалог состоялся между мной и роботом Куанышем, который встречает посетителей в отделении «Казпочты» на территории выставочного комплекса ЭКСПО. Дело в том, что это не совсем обычное отделение почты. По задумке, в будущем здесь не будет работников. Консультирует клиентов по услугам отделения и направляет их в ту или иную зону робот. Если вам нужна дополнительная консультация, вы можете сделать видеозвонок с компьютера либо гибридного банкомата в колл-центр «Казпочты».
Ведущий специалист робопост-офиса АО «Казпочта» Арайлым БЕГАЛИНА провела экскурсию по отделению и рассказала, какие современные услуги доступны клиентам.
— Гибридный банкомат получил такое название, потому что, помимо стандартных функций, он имеет дополнительный набор услуг. Например, через робота Куаныша вы оформляете себе платежную карту, а гибридный банкомат ее тут же выпускает. Это именная карта — KAZPOST/AliExpress. Она дает возможность оплачивать товары одного из самых популярных интернет-магазинов в мире — AliExpress и при этом получать кешбэк в размере 1,5 процента с каждой покупки, — рассказала девушка.
Гибридный банкомат имеет сканер удостоверений личности, и в будущем вы сможете быстро проверять наличие штрафов и задолженностей в бюджет на ваше имя, не набирая вручную свой ИИН. Также предусмотрена возможность снимать деньги в банкомате по отпечатку пальца.
— Если ваша карта привязана к вашим биометрическим данным, то вам не нужно будет носить ее с собой. Достаточно приложить большой палец руки, и с вашей карты будет произведена выдача наличных денег, — пояснила специалист офиса.
Через гибридный банкомат можно пополнить и снять наличные с любой карты, через него клиентам доступны все услуги сайта «Казпочты» post.kz. При этом в «личный кабинет» на сайте вы можете войти, используя функцию распознавания лица, не нужно вводить логин и пароль. Камера идентифицирует ваше изображение и предоставит вам доступ по верификации лица.
В отделении есть онлайн-примерочная. Вы можете оценить, как на вас будет смотреться тот или иной фасон одежды, и заказать ее из интернет-магазина.
Супермаркет посылок
Еще одно новшество «Казпочты», которое уже прочно прижилось в столице, это супермаркеты посылок. Это новый формат центров самостоятельного обслуживания в почтовых отделениях. Супермаркет разделен на две зоны: получение и отправка посылок по РК. Для получения посылки нужно ввести трек-номер посылки или номер мобильного телефона в терминале. В ответ терминал вам выдаст талон с указанием стеллажа, номера ряда и ячейки. Либо вы можете посмотреть номер ряда и ячейки в SMS-сообщении, которое пришло на ваш телефон. Вы просто проходите в зал и забираете свою посылку с полки. На кассе, которая расположена на выходе из супермаркета, оператор сверяет данные вашего удостоверения личности со сведениями о посылке.
Для того чтобы самостоятельно отправить посылку в любой населенный пункт республики, вам нужно приобрести коробку со штрих-кодом, в цене которой уже учтена стоимость доставки. Упакуйте посылку в коробку и отсканируйте с помощью терминала штрих-код с коробки. Терминал выдаст вам талон об отправке, который нужно сохранить. Оставьте коробку на стеллаже, ее заберут работники почты и отправят вашему адресату.
Сегодня практически все жители Астаны получают свои посылки в супермаркетах посылок либо через почтоматы. Это удобно, занимает не больше 2-3 минут, нет очередей, информация о поступлении посылки приходит на электронную почту либо в виде SMS, не нужно заполнять какие-либо бумаги.
Через супермаркеты посылок клиенты «Казпочты» в столице получают до 10500 посылок в день, а отправляют до 1000-1500. Сейчас в Астане открыто 9 супермаркетов посылок.
Почтомат у дома
В роботизированном офисе также расположен почтомат. Это автоматизированный терминал для выдачи и отправки посылок. Всего в Астане сейчас установлен 21 почтомат «Казпочты», через которые ежедневно выдаются почти 500 посылок. Почтоматы находятся в наиболее посещаемых офисных зданиях и торгово-развлекательных центрах города, что очень удобно для жителей и гостей столицы. При этом большинство из них доступны в нерабочее время и даже круглосуточно. В этом главное преимущество почтоматов — вы можете получить и отправить посылку в любое удобное время.
Забрать посылку очень просто: на экране почтомата нужно указать номер мобильного телефона и код посылки. Отправить посылку через почтомат тоже несложно. При этом отправка посылки оплачивается непосредственно через почтомат банковской картой или наличными.
Из истории почты
Столичная почта прошла долгий путь от почты традиционного формата до современного автоматизированного центра почтовых услуг.
Здание столичного главпочтамта было построено в 1966 году, он до сих пор располагается в нем.
Если в 1998 году в Астане было 19 почтовых отделений, то в 2018 году их число составляет 21 отделение. Количество почтальонов в Астане в 1998 году составляло 44 человека, в текущем году — 89 человек.
20 лет назад предоставлялись только почтовые услуги, сейчас к ним добавились финансовые и агентские.
Мансия САКЕНОВА,
фото Василия КРАСЬ