Под светом старинной лампы

В Национальном музее в честь празднования Дня Независимости открылась тематическая выездная выставка Государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан» «Ярко светящийся…»
На торжественном открытии астанчан и гостей города встречал этноансамбль «Қорқыт» Государственной академической филармонии имени Е. Рахмадиева. Мероприятие собрало огромное количество людей, среди которых присутствовали государственные и общественные деятели, представители творческой интеллигенции.
По словам организаторов, они хотят популяризировать и ознакомить подрастающее поколение с некоторыми забытыми в национальных традициях духовными понятиями, используя экспонаты и светильники из фонда музея, создаваемые в настоящее время только как сувениры и вышедшие из употребления, также с происхождением светильников и их предназначением в жизни человека. И, помимо этого, расширить культурные связи между музеями.
Рассматривая осветительные приборы, осознаешь, какой путь прошло человечество от самого первого пещерного костра. В наши дни человек не может обойтись без электрической энергии в любой сфере, ставшей основой технического прогресса современного общества.
На тематической выездной выставке посетителям рассказали, как возникли огонь и первые лампы, их значение и функции в жизни человека, появление и развитие ремесла по изготовлению светильников, место освещающей лампы в наших традициях и переход светильников в классический стиль.
По словам организаторов, наши предки считали, что сохранение огня – это сохранение очага, то есть семьи. Они создавали светильники из глины, бронзы, меди и доводили их до великолепного произведения искусства.
Светильники из бронзы заслуживают особого внимания. Они отличаются разнообразием форм и выглядят более дорогими. Было установлено, что такими светильниками, как правило, пользовалось зажиточное городское население. В то время как низшее могло позволить себе только глиняные предметы освещения.
В экспозиции представлено более 60 экспонатов, среди которых дымовые шашки ХVI-ХV вв. до н.э. и VII-VIII вв. н.э., сосуды для дыма в жертвоприношении VII-VIII вв., основания светильников с ручками VII-ХIII вв., традиционные очаги из глины ХII-ХIII вв., светильники из археологических раскопок ХI-ХVIII вв., оригиналы светильников из бронзы ХІV в. эпохи Амира Тимура, светильники ХVІ-ХІХ вв. из археологических раскопок городища Культобе в 2018-2020 годах.
Шесть бронзовых светильников, которые подарил Амир Тимур мавзолею Ходжи Ахмеда Яссави, считаются настоящими средневековыми произведениями искусства. В то время как мундштук трех экземпляров светильников имеет цилиндрическую форму, мундштук остальных имеет форму шара и состоит из нескольких частей. На наружных поверхностях с помощью гравировки были искусно вырисованы геометрические узоры и узоры растений. Их края покрыты золотыми и серебряными пластинами.
К сожалению, сегодня потеряны не только дорогие крепления на поверхности светильников, но и сами они сохранились в частичном виде в разных странах. Так, например, два светильника с шаровым и цилиндрическим мундштуком с 1935 года находятся в Эрмитаже, а средняя и верхняя части были украдены и сейчас хранятся в Музее Лувра во Франции.
Еще один из представленных на выставке светильников ХIV в. сделан из бронзы мастером из Исфагана – Из-ет-Дином по заказу Амира Тимура 17 июня 1397 года. Его дно плоское, круглое, к верху широкое, в некоторых местах круглое, как маленькое колечко, в верхней части в форме цилиндра надпись на арабском языке. Он полностью украшен растениями, на чаше и в круглых частях надпись на арабском языке: «Вот такая прекрасная вещь сделана по приказу царя царей, ученого, человека слова, опора религии и мира Амира Тимура Гурана. Пусть Аллах сделает его царство вечным и победу результативной. Наша цель – оставить след, мир не вечен, ты заметь, если встретиться с чистым сердцем человеком, будем помнить и молиться мы о нем».
А в Древнем Туркестане во время раскопок «Тоган» был найден светильник в форме овна (кошкара). Реалистично выполненная скульптура XVII-ХVІІІ вв. служила в качестве резервуара для горючей смеси, а задняя часть представляла собой трехрожковый сосуд для фитилей. Верхняя часть рожков и нижняя подставка утрачены. Судя по графически восстановленному светильнику, его высота составляла около 20 см, длина – 21,6 см и ширина – 8 см. На лбу фигурки имеется дырочка для заправки светильника горючим маслом. Весь корпус окрашен белым ангобом и разрисован спиралями, завитками, лепестками черного и голубого цвета, а сверху покрыт бесцветной глазурью голубоватого оттенка. Орнамент в светильнике обозначает синее небо, солнце, месяц, звезды. При изготовлении светильника мастер взял за основу социально-экономическое положение, традиции и обычаи того времени.
Выставка организована Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Азрет Султан», в фонде которого хранится более 25 тысяч экспонатов.
Выставку можно посетить до 10 января 2023 года по адресу: проспект Тәуелсіздік, 54.