Поднимаем планку образования

Глава государства в своих выступлениях неоднократно подчеркивал важность поддержки молодежи. В том числе в необходимости качественного образования и получения востребованных профессий. Как выполняются поручения Президента — в нашем интервью.
Ход реформ в сфере отечественного образования всегда вызывает массу откликов, потому что их результат так или иначе сказывается на знаниях целого поколения. И в данном случае важно прислушаться к мнению самих педагогов. О преобразованиях, происходящих в сфере профессионально-технического образования, в беседе с нашим корреспондентом рассказала директор столичного колледжа менеджмента, бизнеса и образования Балкия ПШЕНОВА.
— Сейчас депутаты поднимают вопрос о реформе повышения квалификации и аттестации преподавателей. Я считаю, нужно упростить процесс подготовки документов для аттестации. Сегодня это можно сравнить с написанием диссертации, так как в некоторых случаях процесс сбора может затянуться на полгода. Для получения категории «педагог-исследователь» и «педагог-новатор» установлена слишком высокая планка. Многие преподаватели не могут пройти тестирование. В связи с этим падает качественный состав педагогов. Педагоги, имеющие первую высшую категорию, перешли в разряд просто педагога. Это серьезно отражается на престиже профессии, — считает директор колледжа.
Авторитетный руководитель отметила, что их система последние годы внедряет многочисленные новшества. Сейчас идет сильная профилизация учебных заведений.
— Мы постепенно переходим на специальности сервиса и обслуживания, а также открываем новые специальности. На сегодняшний день все типичные образовательные организации перешли на модульные системы подготовки специалистов. Педагогам предоставлена академическая свобода. Появилась возможность изменять содержание модуля с учетом требований работодателей, с которыми согласовываются все учебные планы. Можно даже уменьшить срок обучения и дать возможность учащемуся освоить разом до трех родственных квалификаций, — говорит Балкия Пшенова.
Колледж активно принимает участие в движении WorldSkills. Сейчас в учебный процесс внедряют международные стандарты программы. Вводятся демонстрационные итоговые аттестационные экзамены. Это положительно влияет на качество подготовки будущих профессионалов. У получающих педагогические специальности учащихся в конце учебного года в обязательном порядке проходит квалификационное тестирование, без которого они не допускаются к государственной аттестации и в дальнейшем не могут устроиться на работу.
— Колледж менеджмента и бизнеса был открыт в 2009 году. Техникумов и профтехучилищ тогда уже не было и все учебные заведения получили статус колледжей. В первый год мы приняли 300 учащихся на платной основе. Сегодня охват составляет 1400 учащихся, 900 из них обучаются на гранте, — рассказывает собеседница.
По словам Балкии Асыгатовны, поначалу были трудности, связанные в первую очередь с конкуренцией. В то время почти все колледжи готовили учащихся по одним и тем же специальностям и нужно было завоевывать рынок. Через 2-3 года руководителям пришлось пересмотреть все специальности и усилить профориентационную работу. Сталкивались и с проблемой формирования педагогического коллектива, многие не выдерживали ритма. Сейчас в колледже устойчивый коллектив.
— Государство в лице Управления образования и маслихат принимают активное участие в поддержке образования. В первую очередь это сказывается через размещение госзаказа. С каждым годом он увеличивается, но для этого нам необходимо поддерживать на уровне следующие критерии: оснащенность учебного заведения, определенное количество учебных мест и устойчивая материально-техническая база. С прошлого года внедрена подготовка учащихся по целевому заказу предприятий. Все расходы на себя берет государство, — отметила спикер.
Когда колледж только открылся, список специальностей был невелик: парикмахерское искусство, декоративная косметика, финансы, учет и аудит, швейное производство и моделирование одежды, переводческое дело и правоведение. Государственный заказ получили только через два года на востребованные в городе специальности — парикмахерское искусство, швейное производство и переводческое дело. Позже список расширили, сейчас в него входит 12 специальностей.
Каждый год проходит мониторинг потребности рынка, поэтому госзаказы выделяют на самые востребованные специальности. К примеру, сейчас идет перенасыщение рынка учителями физической культуры, переводчиков, поэтому на них заказ приостановлен. Не хватает учителей, воспитателей детских садов, поваров, программистов, специалистов гостиничного бизнеса. Как только появилась потребность, в колледже менеджмента, бизнеса и образования эти специальности добавили.
Что касается приема абитуриентов, Балкия Асыгатовна комментирует этот вопрос так:
— Условия приема сильно изменились. С 2021 года для поступающих на рабочие специальности экзамены отменили. Для специалистов среднего звена учитывается только средний балл и свидетельство об окончании 9 классов. Мы принимаем документы, а потом ребята могут выбрать до 3-4 специальностей в разных учебных заведениях.
Сейчас обучаться в колледже стало престижным, что подтверждает большой поток абитуриентов. Молодежь получает несколько квалификаций, а дуальное обучение помогает быстрее трудоустроиться. В основном в колледже обучаются ребята, которые на тот момент не планировали получать высшее образование. Многие начинают работать, обучаясь на последнем курсе. Кто-то даже открывает небольшой бизнес: дизайнерские, швейные салоны, парикмахерские. Есть ребята, которые хотят получить еще и высшее образование. Для этого сейчас предусмотрено КТА, где ребята сдают только специальные предметы, минуя единое национальное тестирование.
Как упоминалось выше, на протяжении обучения учащийся получает несколько квалификаций. После получения рабочей квалификации ребята могут продлить обучение на год и получить диплом специалиста среднего звена.
— В 2017 году запустили бесплатный проект, где у нас появилась возможность по республиканскому заказу зачислить всех желающих. Надо отметить, что все получали стипендию. А с 2021 года абсолютно все — и по местному заказу, и по республиканскому — могут бесплатно обучаться в колледже. Все учащиеся обеспечены питанием, проездными и стипендией. Это хорошая социальная поддержка. Кстати, стипендия также с каждым годом повышается. К примеру, с сентября она будет составлять более 30 тысяч тенге, в то время как сейчас специалист среднего звена получает 20948 тенге, а по рабочей квалификации — 21787 тенге, — говорит директор учебного заведения.
В колледже есть лаборатории и специальные кабинеты. Дуальное обучение предусматривает открытие учебных кабинетов с современным оборудованием. Это удобно, так как все приближено к производству, и при устройстве выпускник легче адаптируется на рабочем месте.
Жилищных проблем у учащихся нет. Раньше акимат оплачивал хостел, где проживали все желающие ребята. В этом учебном году сдали в эксплуатацию новое общежитие на 110 мест.
Если говорить об инклюзии, раньше ребята с нарушениями здоровья чаще всего обучались дома, а сейчас им доступно посещение занятий наравне с другими учащимися.
— Инклюзивных групп у нас нет, но дети-инвалиды обучаются, занимаясь в обычных группах. Два-три года назад было два выпуска детей с образовательными потребностями по специальностям дизайн и парикмахерское искусство. Занимались они в общей группе и у них был свой преподаватель-сурдопереводчик, — отметила Балкия Пшенова.
80% выпускников колледжа трудоустроены, 20% — поступают в вузы или уходят в армию.
Балкия Асыгатовна, подводя итог, рассказала о планах на будущее:
— Мы хотим открыть новые специальности по декоративно-прикладному искусству. К слову, это заказ Управления образования, так как потребность в специальности высокая. Рассматриваем строительство большой спортивной площадки возле здания колледжа, документы находятся на стадии согласования в акимате. Помимо прочего, планируем обновить материально-техническую базу.