НовостиОбщество

Подростковый суицид: кто виноват и что делать?

В Казахстане разработан и реализуется проект, который позволяет выявлять суицидальный риск на ранних стадиях, вести точечные профилактические мероприятия и повышать осведомленность несовершеннолетних в вопросах психического здоровья.

Тема более чем актуальная – наша страна входит в десятку стран с высоким показателем смертности от суицида среди подростков.

К проблеме подключились ученые

В 2012 году ЮНИСЕФ в Казахстане инициировал проведение широкомасштабных исследований. Министерства здравоохранения, образования и внутренних дел совместно с ЮНИСЕФ пригласили известных в мире ученых в области психического здоровья, которые вместе с нашими специалистами провели исследования в пяти областях страны. Выяснилось,  что многие из  исследуемых детей имели проблемы с психическим здоровьем. Проблема в том, что это были неявные расстройства, заметить которые мог только специалист. С данными исследования можно ознакомиться на сайте unisef.org.

 В 2014 году создали проект по превенции суицидов среди несовершеннолетних, в котором были объединены лучшие стратегии мира. В 2015 году его внедрили в апробационном режиме в Кызылординской области, и он за два года дал хорошие результаты – снизилось количество суицидов на 50%, а попыток суицида – на 78%. Было решено  внедрить  проект во все регионы страны.

Группа экспертов из США и Швеции в отчете для детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Казахстан отметила чрезвычайную важность обеспечения эффективного взаимодействия и сотрудничества между различными секторами и службами по всему Казахстану.

В 2016 году был создан общественный фонд Bilim Foundation, который призван быть единым координатором, организовывать взаимосвязь разных структур, обучать персонал, обеспечивать материалами и продвигать работу. С 2017 года фонд начал работу в пяти регионах. Психологи школ прошли специальное обучение, как нужно действовать, если с тревожными сигналами обратился ребенок или педагог. Обученный психолог раз в год имеет право проводить скрининг среди детей 14-16-летнего возраста. Это позволяет выявлять детей, которые психологически чувствуют себя очень плохо, но скрывают это от окружающих. Было выявлено много случаев, когда внешне благополучные дети – отличники, активисты – имели серьезные проблемы. Благодаря проекту дети начали понимать важность психического здоровья. Они научились замечать, если их одноклассник ни с кем не разговаривает, подавлен, пропускает занятия, и говорить об этом педагогу. При раннем выявлении суицидального риска психологи проводят коррекционную работу. Но если у ребенка обнаруживается суицидальное мышление или поведение, нужна помощь врача.

Психологам нужна поддержка

Президент фонда Bilim Foundation Ерлан АЙТМУХАМБЕТОВ отмечает, что работа по профилактике суицида должна вестись на государственном уровне.

– Национальная стратегия по превенции суицида уже работает, – говорит Ерлан Айтмухамбетов. – Ее нужно реализовывать в каждой школе. Однако есть немало системных проблем, в частности кадровых: обученные люди уходят из школ, около 35% сменили место работы, вышли в декретный отпуск или поменяли профессию. Некоторые директора не понимают значимость и роль школьного психолога. Нередко на месте психолога сидят люди, не имеющие соответствующей квалификации или практики. Им попросту не доверяют и правильно делают – от таких больше вреда, чем пользы. В идеале психолог должен быть независим от администрации школы, они должны быть подчинены Комитету по правам детей. Только когда в школе будет человек, которому можно раскрыться, довериться и знать, что он поможет решить проблему, дети будут говорить откровенно.

Еще один немаловажный момент: психолог при отказе родителя от работы с его ребенком не может ничего предпринять. По словам Ерлана Айтмухамбетова, в столице этот вопрос стоит особенно остро – более семи тысяч родителей были против того, чтобы их ребенок участвовал в опросе. Так происходит зачастую, когда дома сложная ситуация и взрослые не хотят, чтобы ребенок рассказал об этом.

– В первый год, когда мы работали только с детьми, это оказалось не совсем эффективно, так как проблема кроется обычно в членах семьи, – рассказывает президент Bilim Foundation. – В этом году мы обучили психологов, как нужно работать с семьей. Психологическое консультирование должно вестись именно по системе «родитель – ребенок». Только тогда родители могут услышать ребенка, а он – родителя.

По словам президента Bilim Foundation, в стремлении сделать стратегии предотвращения суицидов эффективными и культурно приемлемыми важно учитывать отношение к суициду в нашем обществе. Немало найдется родителей, которые будут говорить, что его ребенок не псих, он к психологу или психиатру не пойдет. Таким образом, наши взрослые делают помощь недоступной для ребенка.

– Взрослым и детям важно обращать внимание друг на друга, замечать изменения в поведении родного человека, – говорит он. – Если ребенок ходит более двух недель не в настроении – это признак проблемы, а также если он постоянно в темной одежде, перестал за собой ухаживать или не уделяет внимания своему хобби. У ребенка нарушается сон или питание, он худеет или толстеет – это тоже сигнал. Очень много словесных признаков. «Я уже устал», «Скоро все это закончится»,  «Скоро не будет проблем», даже если это сказано в шуточной форме, пора бить тревогу – обращаться к психологу. К слову, можно обратиться в наш фонд и узнать, проходил ли психолог специальное обучение. Наша информационная платформа Zhastar.org.

Суицид – это крик о помощи

– Не бывает такого, что все было хорошо и вдруг ни с того ни с сего человек совершает этот поступок, – говорит психоаналитик Bilim Foundation Жанат ДОСЖАНОВА. – К суициду приводит глубокий межличностный или внутриличностный конфликт. То есть человек не знает, как по-другому справиться со своей проблемой. Как показывает практика, нет четкой одной явной причины, которая приводит к суициду. Это могут быть и трудности во взаимоотношениях с родителями, со сверстниками, детские психологические травмы, жестокое обращение. Важно отметить, что у подростков желание уйти из жизни нередко возникает при наличии двух факторов: брошенности и восприятия себя как бремени.

Нередко суицидальное поведение развивается на фоне депрессии, которая приводит к такому феномену, как туннельное сужение сознания. Это состояние, при котором человек видит только плохое. В любом событии, высказывании он видит только отрицательные моменты. Это рождает ощущение безвыходности, безнадежности.

– В результате исследования каждого случая причины аутодеструктивного поведения несовершеннолетних за 2018-2019 годы и обобщения полученных данных были выделены основные его причины, – рассказала руководитель отдела стратегии, анализа и цифровых технологий Управления образования города Нур-Султана Жазира АСАНОВА. – Это конфликты с родителями, неблагоприятный психологический климат в семье, авторитарный стиль воспитания в семье, завышенные требования родителей к подростку,  неразделенная любовь, конфликты со сверстниками, материальное неблагополучие семьи.

По словам Жазиры Асановой, с начала этого учебного года во всех школах для учащихся 8-10 классов и первого курса колледжей началась поэтапная реализация комплексной программы «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних» фонда Bilim Foundation. С сентября 40 школ и три колледжа столицы оснащены оборудованием компьютерной диагностики «Амалтея». Также реализуются программа развития школьной медиации «Школа примирения: равный – равному» и элективный курс «Психология саморазвития» для учащихся 1-11 классов.

– Во всех школах столицы систематически проводится работа по формированию профессиональных компетенций у психологов по оказанию психологической помощи родителям, детям и педагогам, – добавила Жазира Асанова. – Кроме того, все сотрудники образовательного учреждения, если замечают на уроках,  переменах детей в подавленном настроении или резкие изменения в настроении и поведении учащихся, обязаны информировать об этом психолога и родителей.

При Комитете по охране прав детей работает Национальный телефон доверия для людей, пострадавших от насилия, жестокого обращения или оказавшихся в трудной жизненной ситуации, – 111. По нему дети могут круглосуточно получить информационную, консультационную, психологическую, юридическую помощь или сообщить о фактах нарушения прав. Психологическая помощь оказывается и по телефонам: 150, 8 (7172) 54-76-03.

Метки

Похожие статьи

Закрыть