Общество

Покажи свое истинное лицо

Обсуждая проблему киберпреступности, следует затронуть такую важную тему, как портрет человека, совершающего противоправные действия в Интернете. Традиционно преступников изображают людьми, чьи лица скрывает черная маска.
Киберпреступник — это черная маска без лица, мы можем только догадываться, кто притаился во Всемирной паутине. Но со злом нужно бороться, и сегодня мы попытаемся сорвать вышеуказанную маску, дабы понять, что представляет из себя интернет-мошенник, как его распознать и как ему противостоять.

Неблагородный разбойник
Если ты похищаешь чужую вещь незаметно от владельца — ты вор, если отбираешь силой — грабитель, если делаешь это, угрожая оружием, — разбойник. Интернет-мошенник на этом фоне выглядит белым и пушистым. Его деяния осуществляются бесконтактно, он не причиняет жертве физического вреда, да и уголовником сам себя часто не считает, ведь жертва, по сути, сама отдает ему деньги. В отличие от других «профессий» криминального мира киберпреступнику не нужна физическая сила, смелость, ловкость рук или проворство. Не важны пол и возраст — успешно орудовать в Сети способен и ребенок. Образование, интеллект, квалификация важны при сложных махинациях, но для классических мошеннических схем много ума не надо.

Психологи утверждают, что главные черты киберпреступников — корысть (это понятно) и хроническая склонность ко лжи: без умения обманывать на этой ниве не преуспеешь. Как правило, мошенники — люди авантюрные и предприимчивые. Они хорошо разбираются в психологии, особенно в той ее части, которая касается человеческих страстей, таких как жадность, азарт, любопытство, страх, благодаря чему умеют манипулировать другими людьми. А еще они красноречивы и прекрасно знают, что сказать в тот или иной момент, с какой интонацией, с каким посылом, чтобы жертва слушала и не раздумывая выполняла их команды.

Главное отличие киберпреступности от другого криминала — анонимность. Преступник может находиться в другой стране, кто он — жертве неизвестно. У грабителя или вора всегда присутствует ощущение риска быть пойманным. Интернет-мошенник считает, что он в полной безопасности, которая дает ему чувство вседозволенности.

И еще одна важная черта — это полное отсутствие эмпатии. Интернет-мошенники не строят из себя «благородных разбойников». Напротив, люди преклонного возраста, дети, женщины, жаждущие найти любовь, — их самая желанная добыча. Они спокойно присваивают деньги, которые кто-то пожертвовал на лечение тяжелобольного ребенка или строительство больницы. Так что взывать к совести и стыду таких людей бесполезно.

Диагноз «аферист»
Поэтому спасение обманываемых — дело самих обманываемых. Существуют признаки, по которым можно раскусить мошенника.

1. Мошенник всегда вступает в контакт первым. Телефонный звонок, заманчивое предложение, появившееся в электронной почте, социальных сетях и других мессенджерах. Это киберпреступник вышел на охоту и пытается вступить с вами в общение и предложить свой «бесплатный сыр». Поэтому всегда будьте осторожны с людьми, которые вам активно что-то предлагают и делают это чересчур навязчиво.
2. При всей своей изощренности и богатой фантазии мошенники незатейливы и сразу приступают к тому, ради чего все задумывалось: все их разговоры, предложения, указания касаются финансов. Вам может позвонить менеджер банка, следователь по особым делам, сотрудник спецслужб, родственник, попавший в беду. Вне зависимости от проблемы в беседе речь сразу пойдет о деньгах. И как только вы услышите заветное слово-пароль «деньги», можете не сомневаться: вас пытаются развести.
3. Мошенники пытаются выудить у вас конфиденциальную информацию, опять же касающуюся финансов: реквизиты платежных карт, пароли, CVV-коды. В реальности банковским служащим делать это запрещено, полиции не нужно. Поэтому только от вас потребуют вышеуказанное, можете прекращать разговор — вам он не нужен.
4. Получив отказ, киберпреступники попытаются на вас надавить. Как мы уже говорили, они хорошие манипуляторы и знают приемы воздействия, чтобы вывести вас из равновесия и не дать времени на раздумье. Готовьтесь, будут убеждать, запугивать, угрожать. Здесь важно не терять голову. На самом деле, зачем скромному сотруднику банка угрожать вам, почему его так волнует сугубо ваша проблема? И вообще, что банкир, что полицейский обязаны действовать по инструкции, а не стращать по телефону. Ну а если есть сомнения или беспокойство, прервите разговор и позвоните, а лучше сходите в ближайшее отделение банка, чтобы во всем удостовериться на месте. С представителями власти — аналогично: можно позвонить в местные гос-
органы и там все разузнать. Хотя и так ясно, что «злой следователь» звонил вам из другой страны.
5. Следующий признак исходит из предыдущего — прессинг. Вам не только угрожают, но еще торопят с принятием решения. «Нужно сделать прямо сейчас, иначе будет поздно!», «Вы пожалеете!», «Скорее!», «Все пропало!» — таковы посылы телефонных собеседников. Правило мошенника — поставить свою жертву в такую ситуацию, когда нет времени на раздумье и эмоции (страх, паника, растерянность) превалируют над разумом. И здесь, как бы вас не прессинговали, нужно суметь взять себя в руки, выйти из власти эмоций и включить голову. Прервите разговор, успокойтесь и подумайте. При сомнениях посоветуйтесь с теми, кому вы доверяете.
6. Некомпетентность также выдает мошенников. Если задавать им вопросы, связанные с их профессиональной деятельностью, то человек, представляющийся сотрудником банка или следователем, скорее всего, быстро «поплывет». Можно спросить адрес банка или полицейского управления — аферист, как правило, звонит из другой страны и не знает названий ваших улиц. Но здесь надо задавать вопросы спокойно и уверенно.

Не звони мне, не звони…
Отучить интернет-мошенников от звонков сложно — они очень навязчивы. Ругаться с ними бесполезно — они к этому привычны. Кто-то любит их потроллить, а кто-то не разговаривает, но при этом оставляет связь включенной, пока до «сотрудника банка» не дойдет, что его раскусили. И все-таки самый простой и разумный совет — сразу молча отключитесь и больше не отвечайте на этот номер. Право, не стоит разговаривать с такими людьми.

Статьи по Теме

Back to top button