Культура

Полюбуйтесь на Японию

В Национальном музее проходит выставка искусств Страны восходящего солнца «В поисках божественного» в честь 30-летия установления дипломатических отношений между Казахстаном и Японией.

На выставке представлены различные виды предметов роскоши, искусства и быта, которые отражают философию японской культуры разных периодов. Экскурсовод Национального музея Амиржан САДВАКАСОВ в первую очередь рассказал о четырех основных философских понятиях Японии.

Первое из них – «ваби». Оно трактуется буддистами как стиль минимализма, только древней эпохи. Заключается оно в том, что видеть красоту нужно не в роскошных украшенных вещах, а в простых бытовых предметах, которыми как японцы, так и мы пользуемся ежедневно: чашки, вазы. Для жителей восточноазиатской страны это отдельный вид красоты.

Второе понятие – «саби» – нужно видеть красоту не в новой вещи, а в более старой. Японцы считают, что чем старше вещь, тем она не просто красивее, но еще и ценнее, в том числе для культуры.

– К примеру, один из экспонатов – мужское бытовое кимоно – шьется из темных тканей и имеет яркий орнамент, в отличие от женского. Это как раз-таки принцип «саби» – более темный, старинный и оттого красивый. К слову, на выставке также представлены и женские кимоно. Они белого или молочного цвета, узор на них намного мельче, и на каждом предмете одежды он разный, – говорит экскурсовод.
Следующее понятие носит название «сибуй». Суть проста: нужно видеть красоту внутри объекта. При этом объект сам по себе может не быть таким красивым внешне, но обязательно приносит пользу своему хозяину.

Будь то вид посуды или музыкальный инструмент. Один из них – кото – японский национальный музыкальный инструмент.

– Классический кото имеет 25 струн, более современный – 13. На выставке представлен современный вариант. Инструмент интересен еще тем, что он может иметь бесконечное количество струн. Есть экземпляры с 80 струнами. Количество струн также может зависеть от региона страны. Кото был придуман еще в XVI веке, но в Японии его используют по сей день. Он похож на казахский инструмент жетыген или на аккордеон – совмещает струны и клавиши. Играют на нем, нажимая как раз-таки на эти клавиши, – продолжил гид.

Заключительное понятие – «югэн». Принцип схож с предыдущим: нужно видеть красоту внутри объекта, но здесь подразумевается скрытая и, скорее, душевная красота. Это отражают макеты из папье-маше самых известных зданий в Японии.

– В этой стране три религии – конфуцианство, буддизм и синтоизм. Все это проникло в их предметы. Макеты зданий – это на первый взгляд простые буддистские храмы, но за ними скрыта очень богатая история. Гинкаку и Кинкаку – два храма, один из которых – летняя ставка японского сегуна Ясумицу, находится на острове Кюсю. Другой – зимняя ставка, расположенная на северном острове Хокайдо. Они датируются XVI веком. Каждый объект на сегодняшний день входит в список объектов ЮНЕСКО, – рассказал экскурсовод.

Помимо храмов, есть и макет деревянной пагоды, построенной в буддистском стиле еще в VII веке. На сегодняшний день это древнейшее здание в мире, созданное из дерева.

Есть еще сувенирный веер с вулканом Фудзияма – самым знаменитым объектом Японии. Основание его выполнено из светлого дерева, а сам предмет – тканевый.

Что касается деревянных экспонатов, на выставке можно полюбоваться большой косметичкой, размером похожей на ящик. Она датируется XVIII веком. В ней можно было хранить косметику и даже брать с собой на мероприятие или в случае переезда.

Во все времена среди народов Японии были актуальны шкатулки. Изначально их придумали для хранения бытовых предметов, позже стали использовать для хранения украшений, той же косметики.

– Разновидностей шкатулок много. Принцип изготовления у всех один – предметы были вылиты из металла или керамики, а после мастер покрывал их глазурью. В них можно хранить что угодно, даже ценные книги, размер позволяет. Изначально шкатулки делались без ручек, просто как сосуд. А позже для удобства их модифицировали. Примечательно, что и в древности, и в наше время их используют как бенто-бокс – в них носят с собой завтраки, обеды или ужины. Особенно такое изобретение пользуется популярностью среди школьников, – объяснил собеседник.

На выставке «В поисках божественного» все шкатулки темных оттенков с изображением золотых цветов сливы, пересмешников, с мотивом сакуры и бамбука в окружении гребня волны. Это даже звучит красиво, и только представьте, как они выглядят. Кстати, об экспонате с пересмешниками: у этой птички нет собственного пения, поэтому изображение символизирует силу голоса, его способность – привлекать или отталкивать других. А шкатулку с бамбуком в Японии традиционно дарят молодоженам как пожелание мирного брака, спокойствия и любви.

В одном ряду с боксами можно обнаружить сделанный из панциря морской черепахи портсигар. История черепахового искусства очень стара и берет свое начало примерно в XVI веке. Им стали увлекаться только после того, как мастера научились создавать сложные формы. Из панциря в свое время изготавливали только два вида предметов: портсигар – для мужчин, расчески – для женщин. Это считали атрибутом тонкого вкуса и видения эстетики мира.

Перемещаясь к следующему стенду, видим большое разнообразие посуды. Первым в глаза бросается набор из пяти небольших чашек, на которых изображен главный принцип конфуцианства – почитание младшим старшего. Надо отметить, что чашки и расставлены символично. Те, на которых изображены дети или юноши, стоят ниже, а остальные по нарастающей расположили на специальных подставках, словно подиумах.

Вся посуда выполнена из керамики. Она покрыта глазурью, вручную нанесены разные виды орнаментов. Есть и керамический поднос, в центре которого эмблема – герб императорского дома Японии. Он считается древнейшим в мире, так как придуман в первом тысячелетии. Есть теории, что он намного древнее, со временем его прототип изменялся, но дошел до нас в окончательном варианте.

Чайная церемония для японцев – своего рода медитация. Изначально этот процесс был придуман, чтобы молиться, но потом его стали использовать в этикете.

– В Японии не любят очень дорогую посуду, в их вкусе – простые чашки, чайник, подносы. Люди не спеша заваривают чай, пьют его и размеренно общаются. Также на стенде можно увидеть порционные тарелочки, подставки и декоративные приборы – больших размеров вилку и ложку. Очень необычно, что привезли именно их, хотя речь идет о Японии, где во время трапез используют палочки, – продолжает экскурсовод.

Посольство Японии, которое и предоставило все экспонаты для выставки, захотело познакомить казахстанцев с искусством каллиграфии. Для этого привезли огромные книги с копиями японских картин разных веков.

– Раньше каллиграфия у буддистских монахов служила олицетворением окружающего мира, а позже, в эпоху XVIII века, вошла в моду в Японии. Каждый житель в тот период носил с собой небольшой чехол с кистью, холст либо альбом. Рисовали все: сцены природы, охоты, людей, даже простые бытовые сцены прогулки и уборки. Основной принцип – красота буквально во всем. В продолжение к чайным церемониям хочу сказать, что на тот момент это был главный способ помедитировать и найти спокойствие, – отметил собеседник.

Предметы каллиграфии на выставке можно изучить наглядно: чехлы для кистей, расшитые золотым орнаментом с изображением журавлей альбомы. Выглядит внушительно. По словам экскурсовода, каллиграфисты сегодня в Японии, Китае и Корее очень ценятся и их мало. Они обучаются длительное время в специальных школах. Неудивительно, но у каждого свой стиль. Их лично приглашают политики, а ранее – императоры, чтобы поставить подпись на документах.

Танец – тоже форма медитации древней эпохи. Одно из украшений на стенде – серебряная подвеска в форме танцовщицы. Этот танец по сей день японцы исполняют в традиционных обрядах.

– Есть у нас и предметы эпохи мей-дзи, периода с XIX века до Первой мировой войны. Это куклы жениха и невесты. Традиционно жених одет в черное, а невеста – в белое, как сочетание инь и ян, добра и зла, светлого и темного. Рядом расположена кукла-воин, одетая, судя по цвету, в мужское кимоно. В целом культура кукол характерна именно для Японии. Потому что в древней эпохе так изображали богов синтоизма. В их честь сооружали кукол и ставили на полку для поклонения. После они вошли в моду, и по сей день их используют в качестве украшения, – рассказал юноша.

Мы с экскурсоводом задались вопросом: почему же все-таки выставка называется «В поисках божественного»? И собеседник предположил:

– Казалось бы, здесь представлены самые простые бытовые предметы, но за ними скрыта целая философия Японии. Даже в самом простом нужно видеть высший смысл. Он виден не всем и не сразу, но в этом и фишка – мы видим то, что отражаем сами. Кстати, все понятия в совокупности еще называют «Философия дзен».
Как отметили в Национальном музее, планируется цикл выставок. Он будет проводиться не только в Казахстане, но и по всему миру. У нас такое проводится впервые, и первый цикл открыла Япония – как одна из древнейших культур Востока.

Фото Бекена ЖАПАРОВА

Статьи по Теме

Back to top button