Последний хан
В начале осени Центр по обеспечению сохранности памятников города Астаны сообщил о реконструкции памятника Кенесары хану, расположенного на берегу реки Есиль.
«Реконструкция запланирована на 2024-2025 годы в связи с неудовлетворительным состоянием постамента», – отмечалось в релизе.
«В рамках ремонта будут произведены следующие виды работ: демонтаж скульптуры и последующая ее реставрация. Демонтаж постамента и прилегающей территории. Монтаж буронабивного свайного поля (76 свай по 12 метров). Последующий монтаж конструкции и отделка облицовочным материалом», – говорилось в документе.
В беседе с нашим журналистом личными суждениями о памятнике на набережной поделился известный столичный архитектор профессор Международной академии архитектуры Аманжол ЧИКАНАЕВ. Прежде чем приступить к теме разговора, собеседник напомнил, за какие подвиги и заслуги на столичной набережной воздвигнута бронзовая скульптура последнему хану Казахского ханства.
– Памятник Кенесары Касымову – внуку Абылай хана, потомку клана чингизидов-торе – был воздвигнут в новой столице Казахстана на берегу реки Есиль в мае 2001 года. Скульптура выполнена в виде бронзовой фигуры хана, восседающего на коне. Высота памятника с постаментом достигает 13 метров.
Чтобы судить о том, насколько выразительно и верно раскрыт в памятнике образ Кенесары хана, вероятно, необходимо иметь представление о том, кем он был и за какие подвиги и заслуги поставлен ему памятник. В 1819 году, воспользовавшись смертью Уали-хана, царизм принимает решение присоединить к Российской империи территорию Среднего жуза, ликвидировав существующую там ханскую форму правления. С этой целью император Александр I в 1822 г. издает указ о введении на территории Казахстана окружной административно-управленческой системы. Колонизацию казахских территорий царская Россия осуществляла путем продвижения в глубь казахских степей вооруженных отрядов и строительства военных укреплений. Продвижение сопровождалось вытеснением казахов из их пастбищ, захватом территории переселенцами. Стремясь отстоять земли, восстановить независимость и государственность, Касым-султан и его сыновья, Саржан и Кенесары, возглавили антиколониальную борьбу казахского народа. Кенесары, проявив незаурядные политические, военные и организаторские способности, выдвинулся в лидеры восставшего народа. Вначале Кенесары, как и его отец Касым, пытался решать возникшие проблемы дипломатическим путем. Однако, после того как переговорщики, направленные с письмами-требованиями к властям остановить колонизацию казахских степей, были схвачены и казнены, Кенесары вынужден был начать военные действия, совершая набеги на военные укрепления, а также на казахские аулы султанов, принявших российское управление. В частности, в мае 1838 года отряды Кенесары, осадив Акмолинское укрепление (сейчас – город Астана), двумя штурмами взяли крепость и разорили аулы ага-султана Конуркульджи Кудаймендина в предместьях Акмолы. Кенесары вел вооруженную борьбу не только против колонизации казахских земель, но и за освобождение казахов южных регионов из-под власти Коканда. В возглавляемой Кенесары антиколониальной и национально-освободительной войне, кроме родов Среднего жуза, активное участие приняли роды Младшего и Старшего жузов. В 1841 году на курултае представителями всех трех жузов Кенесары был избран ханом. Противостоять обученным регулярным российским войскам, вооруженным пушками и ружьями, Кенесары был не в силах. Он погиб в бою в 1847 году, – напомнил страницы истории собеседник.
– Как видно из краткой биографической справки, хан Кенесары предстает перед нами человеком мужественным и самоотверженным, – продолжает архитектор, – обладающим огромной силой духа, воли и энергии, человеком, способным воодушевить людей и повести их за собой на жестокую и кровавую битву за независимость своей родины, человеком бесстрашным и суровым, презирающим продажность и трусость. Исходя из этого психологического портрета Кенесары, рассмотрим, удалось ли скульптору решить стоящую перед ним творческую задачу – создать образ человека отважного и бесстрашного, способного вдохновить и поднять огромные массы людей на вооруженную борьбу, повести их за собой.
Авторами памятника являются известные в республике мастера ваяния и зодчества. Фамилии их называть не буду, тем более что архитектор уже ушел в мир иной, – отметил собеседник. – Искусство ваяния – такая сложная область творческой деятельности, в которой от промахов и ошибочной субъективной трактовки образа того или иного героя не избавлены даже мастера резца. Попытаюсь объективно, проанализировав образное и пластическое решение скульптуры, высказать свою субъективную точку зрения на то, насколько выразительным и удачным получился памятник, поставленный Кенесары-хану. Как правило, скульпторы в своих произведениях стремятся раскрыть образ героя и через пластику скульптурной формы передать суть личности, проявленную в подвигах либо в общественно значимых деяниях. К сожалению, в данном случае трудно ответить на вопрос утвердительно. Считаю, что ошибка допущена в первую очередь архитектором, разместившим памятник спиной к основному потоку людей, разгуливающих по набережной реки Есиль. Первое, что видят люди, – это круп присевшей на задние ноги лошади, угловатую спину всадника с накинутым на голову войлочным колпаком. Памятник воспринимается как изображение ситуации растерянности, в которую попал всадник, застывший перед обрывистым берегом реки и не знающий, в какую сторону повернуть своего коня. Важно обратить внимание и на то, что голова коня и хана повернуты в разные стороны. Мы видим, что скульптор, осмысленно или не осознавая того, изобразил отсутствие единства в устремлениях к свободе и независимости казахского народа и его последнего хана. Другой немаловажной деталью в скульптуре, усиливающей эту мысль, является наличие стопора-контрупора общему движению скульптурной массы – лошадь, жестко упершись выставленной вперед передней левой ногой, как бы оказывает энергичное сопротивление воле хана. Скульптор, на мой взгляд, не сумел создать образ отважного и бесстрашного полководца-предводителя, обладающего огромной силой воли, духа и энергии, способного одним своим видом воодушевить людей и повести их за собой на смертельно опасный бой, вооруженную борьбу за независимость Родины. В скульптуре хан Кенесары, вставший на тропу смертельной войны, показан расслабленно сидящим в седле, в несколько картинной позе, опершись правой рукой в бок, а левой вялым движением кисти натягивающим повод коня. Также в скульптуре хану Кенесары – человеку, бросившему вызов гигантской империи, чрезвычайно опасному, вооруженному до зубов противнику, нет оружия, если не считать короткого ножа, рукоятка которого проглядывает на его левом боку. В пластике скульптуры не чувствуются сила и экспрессия, она не излучает мощь и энергию, способную вдохновить людей, воодушевить их на героический подвиг. Более того, взгляд свысока через правое плечо придает хану Кенесары, отдавшему свою жизнь за свободу и независимость своей страны, образ высокомерного и горделивого человека. Но это, на мой взгляд, совершенно другой образ, не вяжущийся с психотипом Кенесары.
– Меня могут обвинить в неправильном толковании памятника, в попытке очернить образ хана Кенесары. Но такое прочтение памятника открывается перед любым внимательным зрителем, разбирающимся в искусстве и семантике скульптурных форм, – высказал свое мнение А. Чиканаев.
Реконструкция памятника – возможность для всех участников проекта учесть мнения всех заинтересованных сторон, чтобы воссоздать в памяти потомков образ величайшего казахского государственного деятеля.
Подготовила Шолпан Акбалаева