Общество

Права потребителей нужно защищать

Читая ежегодное Послание Президента народу Казахстана, видим в нем конкретную программу на будущий год. Нас особенно радуют слова Президента, сказанные в поддержку нас, общественных объединений по защите прав потребителей.
Нужно институционально усиливать и активно использовать зарекомендовавшие себя положительной активной работой общественные организации по защите прав потребителей. Общество защиты прав потребителей «Адилет» города Астаны – ровесник Казахстана. Мы гордимся определенными результатами, достигнутыми нами в этом благородном деле.

Нам удалось защитить конкретные обращения более 100000 горожан, возвращены товары с заводским браком, продукты с просроченным сроком годности, сделан перерасчет на необоснованно завышенные платы за коммунальные услуги, добились устранения недоделок при сдаче жилья, устранения некачественно оказанных услуг на сумму более 1 миллиарда тенге.

Нами много сделано, применяя Закон «О защите прав потребителей», мы изучали наболевшие вопросы каждого обратившегося гражданина, добивались решений, проводили круглые столы, заслушивали руководителей, допускающих ущемление прав потребителей, в отдельных случаях подавали исковые заявления в суд.

К сожалению, количество поступающих заявлений и жалоб не уменьшается, ежегодно к нам поступает более 4000 жалоб от потребителей.

Приведем несколько примеров. К нам обратилось сразу несколько горожан с жалобой на плохое качество продуктов, реализуемых на коммунальном рынке «Шапагат», в этой связи мы обратились в СПК о проводимом нами комплексном изучении качества товаров и продуктов питания. На наше заявление об оказании содействия руководитель СПК нам отказал, хотя общественные объединения потребителей вправе изучать потребительские свойства товара, спрос на него, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве товара (работы, услуги), исследовать и распространять информацию о проблемах и правах потребителей в средствах массовой информации, оказывать юридическую и консультационную помощь потребителям.

Потребитель Ю.В. Захарова оформила в кредит на 250 тысяч мебель, дома она обнаружила, что в мебели клопы. На требование о возврате денег ей ответили отказом, она обратилась к нам. В свою очередь мы подали исковое заявление в суд и добились защиты прав потребителя.

На днях к нам поступило заявление от потребителя Е.Д. Ералиевой по вопросу обнаружения мыши в молочной продукции.

Потребитель Ю.В. Городец обратилась с жалобой о наличии в колбасе червей. Эти жалобы говорят о том, что отсутствует нужный контроль над производством продуктов, предприниматели добились ослабления контроля со стороны государственных органов, и поэтому страдает потребитель.

Также на рынке «Шанхай» много нарушений, арендаторы привлекают к продаже своих товаров людей со стороны без санитарных книжек, также на территории реализуют в основном товар без маркировки и наличия сертификата соответствия. В местах общепита – антисанитария и беспорядок. Администраторы рынков не решают проблемы обратившихся к ним покупателей, иногда просто игнорируют.

Также потребитель на рынке заказала мебель, но не получила в указанный срок. Казалось бы, налицо невыполнение заказа в срок, но вернуть деньги потребителю стоило больших трудов. Это говорит о том, что Закон РК «О защите прав потребителей» не работает, предпринимателями грубо нарушается законодательство РК.

Приводимые отдельные примеры говорят и полностью подтверждают слова Президента, который говорит и дает конкретные указания по устранению нарушений: «Здоровье нации – главный приоритет государства. Это означает, что казахстанцы должны потреблять качественные продукты.

Сегодня отсутствует целостная политика по защите населения от некачественных и опасных для здоровья и жизни товаров и услуг.

Со следующего года должен начать работу Комитет по контролю качества и безопасности товаров и услуг.
Его деятельность главным образом будет включать экспертизу продуктов питания, лекарственных средств, питьевой воды, детских товаров, медицинских услуг.

Для этого необходимо обеспечить современную лабораторную базу и сформировать штат квалифицированных специалистов.

При этом нужно институционально усиливать и активно использовать общественные организации по защите прав потребителей.

Мы всегда помогаем бизнесу, но человек, его права и здоровье важнее. Государство в рамках снижения административных барьеров отказалось от многих проверок, разрешений и тому подобного. Поэтому ответственность за качество и безопасность предлагаемых товаров и услуг ложится и на бизнес-сообщество. В целом бизнес должен думать не только о прибыли, но и совместно с государством обеспечивать безопасность и комфорт для наших граждан».

Со своей стороны мы предлагаем активно взаимодействовать с нами (общественной организацией по защите прав потребителей) исполнительной власти, государственным органам, субъектам бизнеса. Во-вторых, необходимо финансирование зарекомендовавших НПО в сфере защиты прав потребителей для реализации ими конкретных программ для улучшения в сфере торговли и услуг. Более того, необходимо создать имидж эталонных предприятий в сфере торговли и услуг, чтобы на них могли равняться и другие субъекты бизнеса.
Считаем необходимым создать в городе координационный совет, где заслушивались бы руководители предприятий и организаций, занятых в сфере оказания услуг.

К.Закарьянов, председатель ООЗПП «Адилет» города Астаны, член международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП)

Метки

Похожие статьи

Закрыть