НовостиОбщество

Правила вежливости на дороге

Велосипедные дорожки стали частью транспортной составляющей столицы, и их сеть расширяется с каждым годом. Появились и двухсторонние велодорожки с разметкой, и специальные урны, в которые можно бросать мусор на ходу. Однако с развитием инфраструктуры для велосипедов и увеличением количества самих велосипедистов все чаще возникают конфликты.

Журналист «Вечерней Астаны» обратился с вопросами к преподавателю Центра квалификации специалистов транспорта города Нур-Султана Талгату БЕСПАЕВУ.

Велосипед — отличная альтернатива общественному транспорту и автомобилю. Однако все чаще в социальных сетях появляются гневные посты пользователей этого недорогого и экологичного вида транспорта по поводу пешеходов, шагающих по велодорожкам, и «наглых автомобилистов». Те в свою очередь жалуются на велосипедистов, внезапно выныривающих на пешеходном переходе или в потоке автомобилей. — Талгат Галымжанович, часто по велосипедным дорожкам передвигаются семьи с детьми и колясками. Разрешено ли это пешеходам?

— Это запрещено и прописано в Правилах дорожного движения (ПДД) в п. 3.1 «Обязанности пешехода»: пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

— Мам с колясками понять можно, потому что велодорожка более удобна…

— Но надо же думать и о других участниках дорожного движения! Нельзя ущемлять права других за счет своего удобства. Люди думают, что, если не нужно получать права на вождение атомобиля, меня не накажут, значит, я могу делать то, что хочу. Ключевое слово «то, что хочу» — это эгоизм некоторой категории наших граждан. Потому что они не подозревают о существовании всех этих правил, которые прописаны в ПДД еще с 1973 года. ПДД — это основной нормативный правовой акт, регулирующий обязанности всех участников дорожного движения. К ним относятся не только водители, но и пешеходы, и даже пассажиры. И все должны действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимовежливыми, не создавать препятствий и опасностей дорожному движению. Словом, нужно гулять, не создавая помех другим.

— Выходит, полицейские должны пресекать все нарушения, в том числе следить за теми, кто, к примеру, прогуливается по велодорожкам?

— Да, однако мы все не должны отстраняться. Если в нашем большом доме сами не наведем порядок, то кто это сделает? Мы ведь любим говорить, как хорошо живется в других странах. А что сами делаем для этого? Каждый гражданин, житель нашего города в частности, когда видит такие ситуации, должен подойти и сделать замечание. Тогда со временем все научатся соблюдать правила.

— Если велосипедист допустил наезд на пешехода, кто виноват?

— Велосипедист. Велосипед относится к транспортному средству, у велосипедиста и скорость выше, и масса больше, и инерция. Ошибки велосипедиста приводят к более тяжким последствиям.

— Если пешеход идет по велодорожке, допустим, в наушниках и не слышит сигнала?..

— В случае столкновения и иного ущерба пешеход имеет право оформить ДТП. В правилах написано, что водитель при управлении траспортным средством должен двигаться с такой скоростью, которая не превышает максимально разрешенную и позволяет водителю контролировать свое транспортное средство исходя из условий видимости, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортного средства, ну и, в конце концов, личных навыков самого водителя. Если велосипедист не может вовремя среагировать, то он не должен ездить на велосипеде, пусть ходит пешком.

— На днях в столице девушка-велосипедист столкнулась с двумя парнями-пешеходами на велодорожке и пострадала. Кто виноват?

— Решит суд. При наличии тротуара по велодорожке ходить нельзя. Но вообще при ДТП невиновной стороны не бывает. Просто степень вины разная. Парни виноваты — шли по велодорожке. Но что же девушка не среагировала вовремя? Это означает, что она не соблюдала положенную дистанцию, которая позволяет при изменении ситуации вовремя снизить скорость вплоть до остановки. Да, дорога — это зона повышенного риска и нужно быть бдительным. Любой участник дорожного движения несет ответственность за сохранность своей жизни и здоровья. Так что ошибаются и пешеходы, которые возлагают свою личную безопасность на водителей, и водители, в том числе велосипедисты, которые думают, что пешеходы должны всегда уступать им дорогу.

— Почему велосипедистам запрещено переезжать пешеходный переход, а нужно спешиться и переводить велосипед?

— Пешеходный переход не зря называется пешеходным. Потому что скорость пешехода позволяет вовремя среагировать водителю и остановиться. Если велосипедист стремительно выехал на дорогу, водитель не успеет его заметить. Я понимаю желание велосипедиста быстро преодолеть опасный участок дороги. Но тут нельзя думать, что чем быстрее, тем безопаснее.

— Насчет ношения шлемов велосипедистами. Это обязательно?

— В правилах этого нет. Но если не написано, это не значит, что не надо. Велосипедист о своей жизни и здоровье должен сам позаботиться.

— Обязательны ли внешние световые приборы?

— А вот это в правилах прописано. Ночью велосипедистам запрещено ездить без них. Спереди — белого цвета, сзади — красного.

— Выходит, если каждый участник дорожного движения, будь то водитель автомобиля, велосипедист, пешеход, мама с коляской, ребенок, будет действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения, все будут целы?

— Да. Взаимное уважение, готовность уступить — это действия и реакция цивилизованного человека. Ну и правила нужно соблюдать, они не зря написаны.

Фото Султана Сеитова

Статьи по Теме

Back to top button