КультураНовости

Приглашение в Поленово

Выставка «Василий Поленов и художники его круга», которая недавно открылась в столичном Российском центре науки и культуры, раскрывает казахстанским ценителям искусства многогранное творческое наследие крупнейших русских художников.

На экспозиции тематичес­кого вернисажа, приуроченного к 175-летию со дня рождения Василия Поленова, а также к 125-летию основания Русского музея, представлены копии работ из богатой коллекции всемирно известного Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника Василия Поленова.

Художник доказал своим творчеством, что верное служение искусству может помочь пережить любые потрясения. Он был добровольцем Русско-турецкой войны, затем в 1980-е годы основал в своей усадьбе Борок первый музей в деревне. Его усадьба была своего рода «академией среди природы», открывшей двери для тех, кто желает совершенствоваться в своем творчестве. В его картинной галерее висели картины Шишкина, Васнецова, Репина, Маковского и других известных живописцев. Живописная природа Оки давала вдохновение не только Поленову, но и многим его ученикам – Архипову, Головину, Коровину, Левитану, Нестерову, ставшим впоследствии знаменитыми. Все они относились к Поленову с большим уважением, ценя его как талантливого художника и педагога.

На открытии выставки с рассказом о жизни и творчестве художника выступила искусствовед, научный сотрудник Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова Юлия БОГАЧЕВА. Из ее рассказа посетители узнали, что академик живописи, первый народный художник России вошел в историю как непревзойденный мастер лирических пейзажей. В его работах впервые в русской живописи был открыт пленэризм, позволивший тонко и легко передать ощущение знойного летнего дня, поэтическую прелесть будней и элегическую грусть по ушедшей красоте старинных дворянских усадеб. Особенно это проявляется в его картинах «Белая лошадка. Нормандия», «Ранний снег», «Золотая осень».

На протяжении многих лет автор работал над евангельской темой. Он считал необходимым посетить места, где происходили знаковые события, поэтому совершил путешествие на Ближний Восток. В своих этюдах художник открыл новые возможности живописи в изображении красочного величия Востока, показав его без этнографической сухости и красивости.

При этом важную роль в его творчестве занимает пейзаж, где он стремился передать гармонию природы.

В поисках собственного пути в искусстве автор прошел через увлечение разными художественными течениями. Он оформлял домашние постановки Абрамцевского кружка, Русской частной оперы С. И. Мамонтова, Большого театра. Именно Поленов впервые на русской сцене ввел принцип единой картины, отказавшись от многочастных кулис в пользу одной большой картины-фона.

– Нам показалось, что казахстанским ценителям искусства фигура Поленова станет интересна. Для русской и мировой культуры это имя чрезвычайно важно, поскольку он сыграл огромную роль в ее становлении, – сказал представитель Российского центра науки и культуры в Нур-Султане Константин ВОРОБЬЕВ.

– Все работы Поленова и его учеников знаковые. Они писались прямо на берегах Оки. Сегодня там практически ничего не изменилось, мы стараемся сохранить внутренний интерьер и атмосферу старинной усадьбы в первозданном виде, когда там жил художник.

Проводим выставки, организуем лекции, продолжаем знакомить посетителей с живописью и театральным искусством. Более 120 лет – это довольно длинный путь, который усадьба достойно смогла выстоять и пройти, – говорит Юлия Богачева.

 

Метки

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть