Горожане

«Прихожу домой и чувствую себя царицей Томирис»

Центр дружбы женщин мира, основанный в 2010 году, за это время смог оказать психологическую поддержку тысячам казахстанских женщин.

Время не стоит на месте, председателем центра, а также Совета матерей при столичном АНК Алтынай ТАНИРБЕРГЕНОВОЙ, помимо психологической помощи, решено было открыть при центре обучение по социальному предпринимательству и этнопедагогике. Разрабатываемые проекты направлены на популяризацию женского предпринимательства и возрождение казахских традиций. Основной фокус направлен на развитие социального предпринимательства среди многодетных мам и женщин, воспитывающих детей с инвалидностью, для формирования здоровой психологической среды, самозанятости и трудоустройства, стабильного дохода, а также создания дополнительных рабочих мест.
Центр ставит перед собой благородные цели — создание сообщества успешных и независимых женщин из социально незащищенных слоев населения, способных нести ответственность за себя и своих детей, быть финансово независимыми и устойчивыми, стать психологически позитивными и формирующими самостоятельно свое достойное будущее, реализовать себя и свои социально-экономические права в современном мире.
Общественное объединение содержится за счет выигранных грантов и спонсорской помощи.

— Многие задаются вопросом: почему от психологии мы переходим в этнопедагогику? — комментирует новое направление Алтынай Танирбергенова. — Разве женщинам не нужна психологическая поддержка? В большинстве случаев им нужен не психолог, а человек, который сможет выслушать. Если так подумать, то та же самая психология, эзотерика, нумерология — в знаниях наших предков.

А ведь, действительно, наша сила — это сила рода. С темой семьи и семейного быта, скажем, связано много казахских пословиц и поговорок, в которых отражаются традиционные представления об укладе семьи, о ценностях и идеалах. Например, «Әкені көріп ұл өсер, шешені көріп қыз өсер» («Cын берет пример с отца, дочь — с матери»). Каждое такое изречение несет свой смысл, и мы на психологическом уровне принимаем их.

— В этнопедагогике я увидела огромную кладезь информации. Потому что она доступна и понятна. В регионах у нас большое количество казахскоязычных людей и иногда им непонятна терминология психологов, а зарубежная тем более. Нам показалось, что для усвоения она тяжела. То есть все гениальное — просто. Каждый вспоминает свою маму, бабушку, как они жили в семье, традиции, нравы и так далее и им легче понять и принять семейный уклад жизни, — продолжает собеседница.

Порой мы не знаем или забываем истинное предназначение казахских костюмов, головных уборов и значения орнаментов. Но через народную педагогику или традиционную практику воспитания и обучения можно вспомнить, что кимешек надевают бабушки, тақия — для девочек, а для зрелых женщин — қасаба.
— Одежда всегда соответствовала статусу человека. Не зная, по одеянию можно понять, что перед нами, например, зрелая женщина, которая приняла келін, поэтому на пальце красуется кұдағи жузік. Мы многое могли рассказать о себе, надев лишь какую-либо вещь, — продолжает Алтынай.

Не стоит забывать и про родной язык. По ее словам, казахский язык — это целая история. И здесь приходят на ум слова английского философа Роджера Бэкона: «Знание языков — дверь к мудрости».
Сама Алтынай до трех лет разговаривала на казахском языке, а уже в школе и университете заговорила на русском. Лишь после деятельности в «Жулдызай», проводившем мероприятия для особенных детей, запомнилась красивая речь одного из чиновников на казахском языке, и она начала вспоминать свой родной язык через чтение книг, слушая песни на казахском и через возрождение традиций своего народа.
— Говоря о традициях казахского народа, стоит упомянуть и о проекте, который открыли наши многодетные мамочки совместно с этнографом «Ұзынсары». Что это такое, спросите вы? Это осеннее мясо, при разделке которого выбирали самое жирное, питательное и коптили. Сейчас наступает авитаминоз, нам не нужны бады, витамины в виде таблеток, когда есть более натуральные продукты, — поясняет Алтынай.

Сейчас мы продолжаем работу по этнопедагогике. Председатель видит данный курс не просто как лекцию, а в сочетании с элементами практики. Например, получив определенный материал и знания, на следующий день она едет с участницами в этноаул показать, как готовится еда.

— Мы даем возможность женщинам развиваться в любом виде социального предпринимательства, но первостепенное значение отводим национальным проектам. К примеру, пришла женщина, умеет шить, но не знает, с чего начать, или готовит улпершек. И мы говорим, что из этого можно сделать бренд, — продолжает спикер. — На самом деле я, как и вы, не знала, что такое улпершек, но спикер меня просветил. Оказалось, что это блюдо, которое передавали своим дочерям в качестве гостинца. Оно готовилось из сердца лошади или барана, фаршировалось чесноком и луком.

Стоит отметить, что каждая женщина приходит в наш центр с определенным багажом знаний и умений в какой-либо сфере. Никто не остается без внимания.

— С каждой мы расписываем бизнес-проекты. Так, двое девушек, которых я лично сопровождала, выиграли гранты USAID. Это Фонд «Евразия», осуществляющий свою деятельность при поддержке Агентства США по международному развитию, который очень трудно выиграть. Помимо этого, рассматриваем все виды грантов и на местном уровне, — говорит Алтынай.

Сейчас, к примеру, родился проект «Капсырма», благодаря которому в столице появятся бутики с национальной одеждой по доступным ценам. По словам Алтынай, в миссии этого проекта прописано о внесении элементов казахской национальной одежды в повсе-
дневную:

— Выезжая за рубеж, начинаешь искать национальную одежду. Она есть, но не всегда доступна по цене. А на рынках в основном вся продукция из Кыргызстана, с их элементами узора.

В центре продуманы не только бизнес-планы, слушательниц учат и умению правильно отдыхать. В столичном Доме дружбы выделено помещение под курсы йоги, где можно отвлечься от будничных проблем. Среди проектов Центра дружбы женщин мира существуют конные клубы «Керемет жол» (@keremetjol) и Nomad women club (@nomad_women_club). Конные прогулки на природе — отличный способ отдохнуть от повседневного шума и городской суеты.

Любовь к лошадям Алтынай привил еще в детстве дедушка. Сейчас все ее трое дочерей также не прочь прокатиться на лошадях. А младшая занимается конкуром.

— Я стояла у истоков клуба, а сейчас передала своим активным девушкам. Как таковой, своей канюшни нет. Также у девушек клубов есть своя страница в социальных сетях, WhatsApp-группа. Они просто договариваются с одним из ипподромов. Внутри женского клуба есть свои инструкторы, которые обучают верховой езде, — делится Алтынай.

Раньше был проект ANA TIME AT. Благодаря спонсору центр брал в аренду лошадей. В программе участвовали четыре женщины: одна мама особенного ребенка, две — подвергшиеся насилию и одна с депрессией после смерти мужа, то есть все, кто поневоле оказался в тяжелых жизненных обстоятельствах. Их необходимо было возвращать к нормальной жизни. И это удалось.

К примеру, искусству стрельбы из лука казахи учили не только мальчиков, но и девочек. В прежние времена данный навык был и гарантией защиты от врагов, и инструментом для охоты. Стрельба из лука в современном мире помогает в профилактике остеохондроза и искривления позвоночника. Вместе с ассоциацией «Садак ату» женщины цент-ра учатся стрелять из лука, многие даже хотят участвовать в соревнованиях. На сегодняшний день в планах Центра дружбы женщин мира создать собственный этноаул.
Но самое важное, признается собеседница, после пребывания в центре меняется внутренний мир слушательниц, они приходят робкими и неуверенными.

— А через какое-то время многие женщины открыто делятся своими впечатлениями, одна из них недавно призналась мне: «Прихожу домой и чувствую себя царицей Томирис». Но не та, которая идет впереди мужчины, а та, которая идет рядом, поддерживая огонь в домашнем очаге, вдохновляя своего мужчину. Женщина управляет всей внут-ренней жизнью семьи: создает уют, гармонию, эмоциональный фон семьи. Они оба должны заботиться о нравственном развитии друг друга. Конечно, могут друг другу подсказывать, в чем заблуждаются, но делать надо это мягко, не обвинять, не унижать достоинств ни женских, ни мужских.

 

Статьи по Теме

Back to top button