
В 2017 году посредством примирительных процедур в Астане рассмотрено 2576 гражданских дел, 2102 из них прекращено в связи с заключением соглашения об урегулировании спора. После чего истцам возвращена государственная пошлина, уплаченная в бюджет, в размере более 983000000 тенге. Сегодня о результатах внедрения медиативных форм решения конфликтов рассказывает судья столичного суда, координатор по примирительным процедурам Гульжанат РАХМЕТОВА.
— Гульжанат Рахметовна, возврат истцам пошлины почти в миллиард тенге впечатляет. Получается, государство лишилось немалых средств?
— Нет, конечно. Наоборот, эти тяжбы, не завершись они благополучно для обеих сторон еще в самом начале судебного производства, обошлись бы государству в гораздо большую сумму. Так что благодаря примирительным процедурам сэкономлены финансовые средства не только участников судебного процесса, но и государства.
— Какова структура дел, в которых были использованы возможности примирительных процедур?
— С помощью примирительных процедур в столице за 12 месяцев прошлого года рассмотрено 2576 гражданских дел. Из них прекращено в связи с заключением мирового соглашения 452 дела, в связи с заключением соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации 2102, в связи с заключением соглашения об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры 24 дела. Здесь хочу отметить динамику роста рассмотренных дел с применением примирительных процедур, в частности медиации на 30% по сравнению с прошлым годом.
— Что такое партисипативная процедура?
— Урегулирование спора с участием адвокатов. В новом гражданском процессуальном кодексе за адвокатами закреплено право на примирительные процедуры. То есть до обращения в суд стороны могут проходить эту процедуру и в случае недостижения соглашения обратиться в суд. При таких обстоятельствах суд обязывает стороны представить документы и доказательства, полученные в ходе ее проведения. Это значительно облегчает подготовку дела к судебному разбирательству и сокращает сроки ее проведения.
— В чем трудность использования примирительных процедур?
— Знаете ли, привести стороны к какому-либо соглашению гораздо труднее, чем просто вынести решение. Это требует от судьи большого жизненного опыта, значительных временных и психологических затрат, необходимости знания основ конфликтологии и психологии. К примеру, с 19 апреля 2018 года в Сарыаркинском районном суде Астаны реализуется пилотный проект «Примирительные процедуры в суде». Так вот, за этот малый срок он показал свою эффективность, поскольку 50% медиабельных дел из 312 исков окончены судьей-примирителем, извините за тавтологию, с применением примирительных процедур. Столичный судейский корпус высоко оценивает эти показатели.
— Какие виды примирения используются в рамках действующего законодательства?
— Согласно гражданскому процессуальному кодексу, стороны могут урегулировать спор в полном объеме взаимных требований либо в части, заключив мировое соглашение, соглашение об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации или соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры либо используя иные способы в порядке, установленном законом. Следует подчеркнуть, что никакого преимущества видам примирительных процедур не отдается в кодексе. Право выбора остается за гражданами, обратившимися в суд.
В целом, если говорить о преимуществе применения примирительных процедур с участием медиаторов и адвокатов, то необходимо заметить, что они способствуют увеличению количес-тва людей, решающих свой спор мирным путем. Благодаря этому сохраняются деловые, партнерские отношения между субъектами предпринимательства. Повышается социальное оздоровление общества. В более короткие сроки принимаются решения по спору, удается избежать долгих судебных разбирательств, сокращаются судебные издержки, восстанавливаются и сохраняются позитивные взаимоотношения.
— Часто приходится слышать, что казахстанские суды перегружены. Каким образом это новшество поможет их разгрузить?
— Столичный суд совместно с ОО «Международный правозащитный центр» провел семинар-практикум о внедрении обязательной досудебной медиации для сотрудников правоохранительных, надзорных, исполнительных органов, для представителей гражданского общества и бизнес-сообществ. Помимо этого, в целях снижения роста количества поступающих исковых заявлений проведен «круглый стол» с представителями субъектов естественной монополии — ТОО «Астанаэнергосбыт», АО «Астана су арнасы», ТОО «Астана-Тазарту». В ходе мероп-риятия судебные специалисты обсудили способы и пути разрешения проблем, связанных с ростом количества поступающих исковых заявлений. Считаем, что необходимо открыть уголки медиации в зданиях учреждений коммунальных служб и других организаций, направлять предупреждения должникам перед подачей заявления в суд с указанием обращения к медиатору.
Приведу конкретный пример с ТОО «Астана су арнасы». В прошлом году руководство предприятия открыло кабинет медиации и заключило меморандум с центром медиации. Теперь все споры, возникающие между услугодателем и потребителями, решаются в кабинете медиатора. За это время 378 споров решено в порядке досудебного урегулирования.
— Гульжанат Рахметовна, можно ли утверждать, что институт медиации начинает приживаться в нашей стране?
— Многие казахстанцы возможно из-за недостаточной информированности считают медиацию и иные формы примирения чем-то заимствованным у других государств. На самом деле для нашего народа институт медиации очень близок. Ведь на протяжении многих веков все конфликтные ситуации в Великой степи решали авторитетные бии и совет аксакалов. Уверена, что доверие народа к этому институту будет только расти.
Благодаря примирительным процедурам граждане придут к мирному разрешению конфликта еще на пути в судебные органы. Поэтому работа, направленная на успешную реализацию альтернативных видов разрешения споров в судах Астаны, будет продолжена.
Дулат ТУЛЕПОВ