Общество

Продовольственный патриотизм: кому он выгоден и почему сейчас особенно актуален

Аналитики отмечают, что население несет значительные расходы на продукты питания. Но получают ли соотечественники, тратя значительную часть своего дохода, качественные продукты?

Увы, как показывает практика, бал сегодня на рынке правит сетевой ритейл, а для сетей приоритетное значение имеют цена и объёмы, качество же тут учитывается далеко не всегда. В результате, большая часть продуктов питания в наших магазинах – это импорт от крупных производителей из соседних стран, которые с лёгкостью выполняют требования торговых сетей. При этом качественные казахстанские продукты не могут пробиться к потребителям, так как не попадают на прилавки супермаркетов.

Между тем, отечественных производителей продуктов питания СЭС проверяет регулярно, а зарубежных – раз в три года, или вообще только при вхождении продукта на рынок. После этого, как рассказывают эксперты рынка, некоторые производители не выдерживают качества, или, грубо говоря, начинают халтурить. В результате, цена получается низкая, а потребителю такой продукт может нанести вред.

Если говорить о завозимых к нам продуктах с низкой ценой, то каждому впору задуматься о том, откуда она берётся при нынешней сложной логистике и большом расстоянии до Казахстана. Не от использования ли низкокачественных ингредиентов? Например, казахстанские специалисты рынка мясопереработки говорят о том, что если колбаса стоит менее 3 тысяч тенге за кг, то в ней нет мяса. А сколько такой колбасы можно встретить на прилавках наших магазинов!

Да, в Казахстане, в том числе на продуктовом рынке, есть проблема импортозависимости.  Но парадокс в том, что и в сегментах, где местные производители преуспели, у нас наблюдается засилье импорта. Во всяком случае на полках сетевых магазинов, которые меньше всего думают об интересах местных производителей. В результате доля импорта в сетях колеблется, по различным оценкам и в различных категориях товаров, от 40 до 70%.

При этом, в Казахстане много производителей с качественным подходом, их производства оснащены новейшим оборудованием и инновационными технологиями, а рецептуры предполагают использование только лучших ингредиентов.  Но развиваться дальше им не дают не только торговые сети, которые никак не повернуться к отечественным производителям лицом, но и сами потребители, когда они не обращают внимание на то, что именно покупают. Хотя, если бы они внимательно читали информацию на упаковке и обращали внимание на срок годности, который тоже многое говорит о качестве и натуральности продукта, то увидели бы все плюсы и преимущества отечественных продуктов.

У нас есть, как крупные производители, которые обеспечивают весь Казахстан, так и локальные производители в каждом отдельном регионе, которые обеспечивают потребителя самой свежей продукцией, которую не нужно вести за много сотен километров. И это тоже их преимущество перед продуктами импортами, которые из-за границы до столов казахстанцев проделывают огромный путь и на этом пути, к сожалению, не всегда можно избежать всех рисков транспортировки, обеспечить должные требования к холодовой цепи и так далее.

Проблема превалирования импорта в казахстанских торговых сетях в последнее время не раз озвучивалась и самими казахстанскими производителями, и Национальной палатой предпринимателей «Атамекен». Люди зачастую сами не задумываются о качестве продуктов, которые они покупают. Поэтому государство должно уделять внимание информации о продуктах и воспитанию продуктового патриотизма. Ведь качественное питание – это здоровое питание, а потребление низкосортных продуктов ставит под угрозу здоровье нынешнего и особенно подрастающего поколения. А помимо того, что отечественные продукты качественнее, их покупка обеспечивает потребителям и такой приятный бонус, как возможность сделать вклад в развитие экономики своей страны.

«Необходимо воспитывать продуктовый патриотизм, больше рассказывать об отечественных предприятиях и продуктах, об используемых технологиях и достижениях. Производители готовы рассказывать о себе и презентовать свой продукт, однако речь не о платной рекламе и дело не в ее стоимости, хотя она достаточно высока. Мы полагаем, что, именно с помощью государства необходимо информировать население о преимуществах потребления именно отечественного продукта (например, это могут быть статьи и сюжеты в СМИ), ведь многие, приобретая продукт, не задумываются о таких нюансах, как условия и сроки транспортировки, какой путь прошел продукт от завода до прилавка, о контроле качества и т.п. Сегодня, отечественные производители выпускают действительно достойные продукты, при этом,  приобретая отечественный продукт, каждый потребитель делает вклад в экономику страны и это необходимо доносить до населения», – считает Юлия НАМ, заместитель исполнительного директора «Ассоциации мясоперерабатывающих предприятий Казахстана».

Экономя сегодня на качестве и потребляя вредные продукты, через годы придётся потратить куда больше – на медицину и поправление собственного здоровья, которое у нас нынче дорого. Соответственно не выгодно это и государству, расходы которого на здравоохранение возрастут. Да и какой стране может быть выгодно, если в ней растёт нездоровое поколение.

«Продуктовый патриотизм – это не просто «покупаю только казахстанское», – говорит директор Молочного союза Казахстана Владимир КОЖЕВНИКОВ, – Во-первых, если говорить о нашем сегменте, то отечественный молочный продукт всегда более свежий и натуральный, так как сырье максимально приближено к переработке и нет необходимости вносить консерванты для увеличения сроков реализации, рассчитанных на длительное время доставки. Во-вторых, наша продукция более адаптирована ко вкусам наших людей. Но главное, – покупая нашу продукцию, мы поддерживаем материально наших граждан. Ведь только в одном литре реализованного молока 91 тенге заработной платы целой цепочки наших соотечественников, от скотников и доярок до заготовителей, переработчиков и реализаторов готовой продукции. В целом же, здоровый протекционизм является двигателем развития любого производства, в частности для нас, казахстанцев, – казахстанского производства».

Продовольственный патриотизм важен, прежде всего, самим казахстанцам. Ведь покупая местные продукты мы поддерживаем свою экономику, насыщая её деньгами. А значит помогаем создавать рабочие места, ремонтировать дороги, строить школы и больницы и так далее. Чувство патриотизма, гордость за свою страну – благородная причина поддержать «своего» производителя. Что в основе? Качество, свежесть ингредиентов, быстрая доставка.

«Патриотизм – это в первую очередь приносить пользу своей стране, своей Родине. Поставив такую цель, я считаю, что человек делает осознанные шаги для ее достижения. Шаги могут быть разные, масштабные и самые маленькие, такие как выбор отечественного продукта на полках в магазине вместо импортного. При этом импортный может быть и дешевле, но перевернув упаковку для изучения состава, понимаешь, что наше – более натуральное и более свежее. Делая осознанный выбор в пользу отечественного производства и даже услуг, мы сами формируем бюджет страны, результаты нашего выбора просто колоссально влияют на развития наших отечественных производств и заводов, двери которых всегда открыты для экскурсий, ознакомления с продукцией, а также приему отзывов и предложений», – отмечает Константин НЕВЗОРОВ, президент Масложирового союза РК.

С Европы и других западных стран можно брать пример в том, что касается продовольственного патриотизма. Например, в Швейцарии гордятся всем местным, хотя отечественный продукт бывает до 30% дороже импортного. В целом, муниципалитеты в Европе следят за тем, чтобы именно местные продукты в первую очередь занимали места на полках магазинов. У нас же ситуация почему-то обратная. Очевидно, что её нужно менять и принимать меры для воспитания и поддержки среди казахстанцев продовольственного патриотизма, который в итоге пойдёт на пользу и самим потребителям, и государству.

                                                                                                                      Сания САИН

Статьи по Теме

Back to top button