НовостиОбщество

Проект LRT будет продолжен

Приостановка строительства легкорельсового транспорта временная. На правительственном уровне изыскиваются средства для продолжения реализации проекта.

Недавно аким столицы Бахыт СУЛТАНОВ сообщил о приостановке строительства системы легкорельсового транспорта (light rail transit – LRT).

Это вызвало массу дискуссий и предположений о том, что проект так и останется незавершенным.

Между тем временное прекращение финансирования означало уточнение позиций сторон. По словам пресс-секретаря акима столицы Эльвиры ЖУРГЕНБАЕВОЙ, сейчас идет согласование следующих траншей финансирования между китайским консорциумом и ГБРК, вызвавшее временную задержку финансирования проекта с целью уточнения взаимных требований.

В кулуарах Правительства, после совещания, первый заместитель Премьер-министра – министр финансов Алихан СМАИЛОВ рассказал о переговорах по продолжению строительства LRT в Нур-Султане.

– Что касается реализации проекта LRT в городе Нур-Султан, то он требует дальнейшего своего продолжения. Этот инфраструктурный проект будет далее реализован. Сейчас проводятся переговоры с Государственным банком развития (Китая. – Прим.). Скорее всего, мы договоримся о рефинансировании этого займа, то есть будут найдены источники финансирования этого проекта внутри страны, – пояснил Алихан Смаилов.

Напомним, в апреле 2011 года было создано ТОО «Астана LRT», ставшее заказчиком на проектирование и строительство легкорельсового транспорта.

Вначале подрядчиком выступил Консорциум французских компаний «Альстом», ТОО «АИС-Астана» и ТОО «Инвестпромпроект». Объединение компаний должно было реализовать почти все части проекта – от покупки подвижного состава, практически до запуска. Общая протяженность планировалась 41,81 км. Однако строительство не начиналось из-за дороговизны проекта. В конце 2013 года французская компания Alstom оценила только строительство, поставку подвижного и ремонтного состава, адаптацию вагонов (без работ по проектированию и выносу инженерных сетей) первой очереди в 2,3 миллиарда евро. Основная финансовая нагрузка по проекту падала на республиканский бюджет.

Затем, как альтернатива, последовало предложение по строительству выделенных полос для скоростного автобусного сообщения – BRT (Bus rapid transit). Это оказалось более дешевым проектом в момент строительства, но менее эффективным и более затратным в процессе эксплуатации, чем LRT.

Позже к строительству LRT были привлечены другие инвес­торы. На этот раз консорциум в составе китайских компаний China Railway International Group и Beijing State-Owned Assets Management Co., Ltd. Государственный банк развития Китая предоставлял долгосрочный кредит сроком на 20 лет при ставке 2,5 процента годовых. Заем выдавался под государственные гарантии.

Китайские инвесторы оценили стоимость строительства LRT дешевле, чем французы, – в 1,9 млрд долларов. Однако при этом они подчеркивали, что это для них проект больше имиджевый, нежели коммерческий.

Уникальный проект, который должен разгрузить транспортные потоки, к тому же экологически благоприятный, по мнению многих экспертов, необходим растущей столице.

Ольга ФЛИНК

Метки

Похожие статьи

Закрыть