Столичный маслихат

Проекты ГЧП: непросто, но эффективно

Крупные инвесторы предлагают свое партнерство городскому акимату в сфере образования столицы.Опыт у города в этом плане имеется, сегодня Управление образования сотрудничает по пяти серьезным ГЧПпроектам. Правда, некоторые из них вызвали вопросы со стороны депутатов городского маслихата. Во время очередной сессии заместитель акима города Малика БЕКТУРОВА подробно разъяснила ситуацию.

ПЕРВЫЙ ОПЫТ

Лично посетив несколько объектов, которые сегодня строятся благодаря договорам ГЧП, депутаты городского маслихата отметили, что в целом это все проекты, нужные для города. Однако при осмотре детского сада на 360 мест в районе новых улиц возникли замечания. Технические помещения детского сада, которые инвестор намерен переделать под игровые комнаты, по мнению депутатов, не приспособлены для размещения детей. На взгляд членов комиссии, не соответствуют нормам приема дошколят и входные группы.

Во время сессии Управлению образования города дано поручение проконтролировать инвестора, чтобы на момент ввода в эксплуатацию детского сада комнаты для занятий стали более приспособленными для детей.

Как выяснилось, этот детский сад — первый проект в сфере образования, который реализуется с помощью механизмов ГЧП, ранее у управления опыта заключения подобных соглашений не было. Возможно, поэтому первый объект вызвал замечания, сообщила заместитель акима Малика Бектурова. Однако она полностью поддержала депутатов, сообщив, что ответственное ведомство полностью контролирует строительство и
помещения максимально будут приведены в соответствие.

— В данном случае проект прошел госэкспертизу, и сейчас инвестор строит то, на что он согласился, потому что конкурс был именно на него. Но вместе с тем все замечания после выезда депутатов на объект в Управлении образования взяли на контроль. Хочу отметить, что теперь мы отказались от практики заключения договоров ГЧП в сфере образования на утвержденные проекты. Теперь проект должен пройтисогласование на всех уровнях, последующие соответствуют новым требованиям, — уточнила заместитель акима.

К слову, чтобы не возникло сомнений, что частный партнер предоставит места для детей очередников, она также пояснила, что в соответствии с договором ГЧП не менее 30% от общей заполняемости будут
обеспечены за счет госзаказа. Это необходимо в данном случае для того, чтобы регулировать стоимость ежемесячной платы, так как сад все-таки остается частным, пока государство не выплатит инвестиционные затраты.

НОВАЯ ШКОЛА НА МЕСТЕ ДВУХ СТАРЫХ

Второй вопрос касался строительства новой школы в рамках ГЧП, которую инвестор намерен построить на месте двух старых. Депутат Мирас ШЕКЕНОВ поинтересовался, целесообразно ли сносить старые школы, если по мощности новая школа примерно такая же. Смогут ли обеспечить ученические места школьникам этих школ на время строительства?

— На мой взгляд, нужно посмотреть эффективность данного проекта в части сноса существующих школ и строительства на их месте новой. По количеству мест мы не продвигаемся, но возникает вопрос: когда существует реальный дефицит учебных мест в городе,имеет ли смысл сносить существующие школы? Тем более несколько лет назад выделяли деньги из городского бюджета на капитальный ремонт, в прошлом году сделан текущий ремонт. Может, стоит решить проблему за счет пристроек к школам, а строить уже там, где школ вообще нет? — высказал свое мнение депутат.

Малика Бектурова на это сообщила, что по этим школам вопрос окончательно не решен. Запланированные современные школы будут первыми на 2 тысячи мест. Пока в столице возводятся объекты образования на 1200 мест, ранее типовые школы были не более чем на 600 мест.

— Это те изменения, которые необходимы с учетом плотности населения. По новым школам мы провели анализ, они не просто будут расположены там, где есть свободные земельные участки, строить будут для того, чтобы снять текущую нагрузку с имеющихся школ, в частности, с 85, 13, 57,
86,53, 40, 41, — уточнила она.

Депутат Рамзия УМЕРБАЕВА, напротив, считает, что старые школы пора давно сносить, потому как они не только не соответствуют обновленной системе образования, но и угрожают безопасности детей.

— Речь идет о школах, которые находятся на улице Сейфуллина, они рядом друг с другом. Там серьезная проблема, дело в том, что эти школы не соответствуют новым стандартам, обновленной системе образования, им более 60 лет. Я знаю об этом не понаслышке, потому как в школе № 3 была директором с 1993 по 2002 год. В то время техническая экспертиза школы показала, что существует опасность — спортивный зал и столовая не могут принимать имеющееся количество детей. Такая же ситуация и в школе № 6. Как известно, правый берег густонаселен, и проблему надо решать как можно быстрее. Думаю, Управление образование имеет достаточно профессиональную компетентность, чтобы решить вопрос
рассадки учащихся на время строительства. Сносить школы нужно и на их месте возводить новые, — отметила депутат.

КАК БЫТЬ СО ШКОЛЬНЫМИ ПЛОЩАДКАМИ

По данным Управления образования, строительство общеобразовательных школ города в рамках ГЧП ведется с двумя государственными партнерами — управлениями строительства и образования.
Предусматривается строительство 10 государственных школ на 2 тысячи мест каждая. Начало строительства запланировано на текущий год. Сегодня в ТОО «Астана-инвест» разрабатывается технико-экономическое обоснование проектов.

К тому же в рамках механизма ГЧП ведомство реализует крупные проекты — строительство и эксплуатация шести детских садов мощностью 1680 мест. Государство предоставило инвестору земельные участки с подведенными инженерными коммуникациями, а также ПСД, в последующем,после ввода в эксплуатацию
объектов, оно обязуется выплатить частному партнеру компенсацию инвестиционных затрат. Общая сумма составляет 7,2 млрд тенге. При этом в период эксплуатации объектов ГЧП инвестор оказывает услуги по дошкольному воспитанию и обучению детей в соответствии с законодательством и условием договора. По истечении срока объект передается в собственность государства. На данный момент строительство
одного объекта уже завершено и ожидает получения акта приемки в эксплуатацию.

Между тем управлением также ведется передача в доверительное управление пяти государственных школ и строительство еще одной на 2 тысячи мест. На сегодня ТОО «Астана-инвест» уже разработало конкурсную документацию на строительство частной школы с выплатой 4,3 млрд тенге по методике подушевого финансирования. Также учтено вознаграждение за управление в сумме 4,7 млрд тенге. Стоить отметить, что со стороны управления было предложено два варианта сотрудничества — строительство государственной школы либо пристроек к школам с выплатой компенсации инвестиционных затрат. Проекты пока находятся на рассмотрении.

Планируется также передача в доверительное управление гуманитарного колледжа. Стоит отметить, что в 2019 году он передан в доверительное управление частному парт неру. Таким образом, проект предполагает создание гуманитарно-педагогической академии на базе действующего колледжа. Инвестору предоставляют учебный корпус мощностью 2 тысячи мест для создания учебного процесса высшего образования. Срок
передачи — до 2025 года.

В доверительное управление также планируется передать территории школ под крытые спортивные площадки. При этом не предусматриваются затраты со стороны государства, содействие оказывается только по подведению инженерных коммуникаций. Положительные экономические заключения по проектам
Управлением экономики и бюджетного планирования получены. Договор на разработку конкурсной документации по пяти школам заключен.

Статьи по Теме

Back to top button