Культура

Профессия — дирижер



Государственная академическая филармония им. Е. Рахмадиева представила концерт симфонического оркестра «Неженская профессия» из цикла Viva Musica.

Существует стереотип, что симфонический дирижер — это традиционно мужская профессия. Даже в европейских странах, где вопросы гендерного равенства стоят на первом месте, по статистике, женщин-дирижеров не более 10%. Это связано с традицией, уходящей в далекое прошлое. Например, в Венской филармонии женщины по уставу не могли не то что дирижировать, а играть в оркестре до 1993 года. И новшества в этой сфере воспринимаются с трудом, как нарушение традиций.

В целом профессия дирижера физически и эмоционально трудная. Дирижер не просто много часов стоит, работая руками, он направляет оркестр в нужное мелодическое русло, следит за каждым тактом и нотой. Реакция у такого специалиста молниеносная. Нужно руководить всем, быть лидером, быть выносливым и крепким, как струна.

Концерт «Неженская профессия» разрушил стереотип и представил казахстанскому зрителю новое имя — за дирижерским пультом в этот вечер встала приглашенный дирижер Оксана ВЕЛИЧКО из Германии.

Оксана Величко — лауреат I премии Международного конкурса талантов Jiskra в номинации «Симфоническое дирижирование» (Прага, 2020), обладатель Гран-при украинского конкурса пианистов им. С. Прокофьева в номинации «Симфоническое дирижирование». Подготовила и провела 15 концертных программ преимущественно западноевропейской классической музыки. Выпускница Львовской национальной музыкальной академии им. М. Лысенко и Киевской национальной академии музыки им. П. Чайковского. Также обучалась оркестровому дирижированию в Высшей школе музыки Карла Марии фон Вебера в Дрездене.
В программе концерта «Неженская профессия» столичному зрителю представили две сюиты из музыки к драме А. Доде французского композитора Ж. Бизе.

Бизе сочинил к пьесе музыку из 27 номеров. В них он выразил чувства героев пьесы. Музыкальные характеристики их образов стали лейтмотивами, наряду с которыми широко разворачиваются сочные картины провансальского быта, зарисовки природы. Музыка пронизана светом и оптимизмом, полна страстной силы жизни, которая торжествует, несмотря на личные трагедии. Премьера «Арлезианки» состоялась в 1872 году в Париже. Публика постановку не оценила. Однако Бизе составил из четырех номеров Сюиту №1, а после смерти Жоржа Бизе его друг — композитор составил из еще четырех фрагментов сюиту «Арлезианка» №2.

Любители и ценители творчества Бетховена послушали Концерт для фортепиано с оркестром №3 c-moll, Op. 37. Концерт сочинен в 1800 году и посвящен принцу прусскому Людвигу Фридриху. В этом концерте осуществлен значительный шаг вперед не только в утверждении новой фортепианной техники, но и в создании новой концепции концертной музыки. Бетховен привнес в нее «поэтическую идею», что обусловило еще большую слитность партий фортепиано и оркестра. Борьба страстей и покой созерцания, патетика и лиризм — эти полярные состояния были объединены методом симфонического развития.

В качестве солистки Концерта №3 Бетховена с сифмоническим оркестром филармонии выступила гостья вечера — Софья КАМЕНЕЦКАЯ (Израиль).

Завершила концерт авторская композиция «Гүлдер биі» художественного руководителя симфонического оркестра филармонии, заслуженного деятеля Казахстана Абзала МУХИТДИНА.

Фото пресс-службы
филармонии им. Е.Рахмадиева

Статьи по Теме

Back to top button