КультураНовости

Профессия – игра

Алексей Вронский, Евгений Онегин, Алпамыс и многие другие образы воплотил на сцене Государственного академического русского драматического театра имени М. Горького талантливый актер Максим ЯЩЕНКО. Сегодня молодой артист раскрывает читателям «Вечерней Астаны» некоторые секреты закулисной жизни и размышляет о профессии.

Энергия детства
– Максим, чем для вас оказался так притягателен театр?
– Об актерской профессии я стал задумываться с самого детства. Сегодня работа занимает большую часть моей жизни. В театре много разных образов, которые сложно, но интересно осваивать. Именно здесь происходят эмоциональные выплески, необходимые мне как творческому человеку. Думаю, что ценен тот актер, который сохраняет в себе внутреннего ребенка. Если от тебя не идет такая юношеская энергия и драйв, ты не будешь интересен зрителю, потому что сам не получаешь удовольствия во время спектакля.

– Как вы считаете, не тесно ли актерам в рамках одного амплуа, не мешает ли это исполнителям проявить свой талант?
– Что касается амплуа, мне посчастливилось перевоплощаться в романтических принцев, национальных героев, брутальных мачо. Могу сказать, что скучно играть однотипных персонажей. А если сегодня ты Ромео, завтра зайчик из сказки, а послезавтра деревенский мужик, на следующей неделе батыр Алпамыс, то перед тобой постоянно открываются новые грани совершенно разных персонажей. Примерять на себя совершенно различные образы – именно в этом и заключается суть актерской профессии. Наверное, чем сложнее постановка, тем интереснее. Если ты не получаешь удовольствия, не тратишь собственную энергию, то и не получаешь ее от зрителей в ответ. Всегда хочется творческого поиска, сыграть персонажа, максимально непохожего на себя. Как правило, то, что ты в реальности не переживал, следует изучить. Чтобы правдоподобно передать внутреннее состояние героя, нужно анализировать его поступки. В этом очень сильно помогает наблюдение. К примеру, если встречаются яркие, харизматичные личности, например, какой-нибудь рыбак дядя Вася, то иногда стараюсь что-то из реальной жизни привнести на сцену.

– Какие возможности перед вами открылись в Астане?
– Безусловно, Астана сегодня дает возможности для развития всем творческим людям, здесь открываются большие перспективы для начинающих актеров. В 2011 году, после окончания Казахского национального университета искусств мы с друзьями пришли работать в старейший столичный драматический театр. Нас встретили доброжелательно, видели наше большое желание учиться у старшего поколения.

Секреты мастерства
– С чего начиналось ваше профессиональное становление, в какой мере актерские способности были присущи вам в детстве?
– Будучи школьником, я активно участвовал в городских играх КВН и акциях, пропагандирующих здоровый образ жизни. Помимо этого, занимался хореографией, танцевал в стиле джаз-модерн. Приехав из родного Степногорска в Астану, поступил в Казахский национальный университет искусств на факультет актерского мастерства и режиссуры. Помимо наших актерских занятий, участвовали в репетициях спектаклей режиссеров, которые учились вместе с нами. Так мы совместно практиковали полученные знания. Во время учебы я, мой друг-актер Денис ГУСЕЛЬНИКОВ и режиссер Булат АБДРАХМАНОВ создали театр «Мы». Начиная со второго курса до окончания академии со спектаклем по пьесе Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке?» мы гастролировали в Омске, Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске, где также проходили мастер-классы, повышали профессиональный уровень. Свой дипломный спектакль играли на сцене Казахского театра, на который были приглашены руководители и режиссеры Русского драматического театра имени М.Горького, затем они пригласили нас здесь поработать. Помню, моим первым спектаклем стал «Слоненок» по Редьярду Киплингу, я играл крокодила.

– Какие театральные работы вам наиболее дороги и почему?
– Мой любимый спектакль – испанская мелодрама Алехандро Касона «Дикарь, или Третье слово», там я сыграл свою первую главную роль – Пабло. В этой постановке наиболее ярко отражены все мои чувства. Он повествует о том, насколько важна женщина в жизни мужчины в качестве подруги, невесты и жены. Могу также выделить постановку «Ромео и Джульетта», я играю графа, за которого хотели выдать Джульетту. В спектакле на сцене происходит потрясающий сценический бой, там мы сражаемся на рапирах. Для постановки таких сцен с нами работал каскадер.

– Как вы считаете, каковы перспективы театра в век Интернета и информационных технологий?
– Считается, что интернет-технологии положительно влияют на развитие искусства в целом. Их применение показывает совершенно другие возможности театра. Недавно мы побывали с гастролями на международном театральном фестивале в Македонии и сумели оценить, как такие невероятные нововведения полностью погружали зрителей в волшебную атмосферу спектакля. Постепенно такие устройства внедряются и на нашей сцене, но пока их использование находится на этапе становления.

Спектакль должен продолжаться
– Почему со временем в спектаклях происходят кардинальные перемены?
– После премьеры проходит первое волнение, расставляются нужные акценты, затем спектакль обыгрывается, приобретает цельность и становится лучше. Правда, с течением времени из-за замены актеров и прочих факторов любая постановка немного меняется. В общем, все зависит от концепции представления. К счастью, у нас есть возможность сотрудничать с разными режиссерами и пробовать новые творческие приемы, которые нам предлагают приезжие постановщики из разных стран, представляющие совершенно разное видение театрального искусства. Благодаря этому мы всегда можем творчески развиваться. Но даже если произошел маленький стресс, кто-то забыл слова, упал на сцене или неожиданно подвела техника, все равно спектакль должен продолжаться.

– Как вы можете охарактеризовать столичного зрителя?
– У нас в Астане особенно восприимчивая аудитория. Такого благодарного зрителя нет нигде. Часто гастролируя, участвуя в театральных фестивалях, замечаешь, как сильно отличается наша публика. К примеру, в Алматы и Санкт-Петербурге зритель более внимательный и требовательный. Там люди редко смеются в зрительном зале, внимательно слушают, пристально следят за ходом спектакля. Приятно, когда есть элементы интерактива, где мы напрямую обращаемся к публике. Во время показа сказок я иногда импровизирую, добавляя интересные реплики, удается рассмешить и родителей детей. Зрители очень любят наши спектакли, даже сложились некоторые традиции. К примеру, дети после окончания сказки поднимаются на сцену и дарят шоколадку понравившемуся герою. Это так мило…

– Что вам дал опыт дублирования телепередач и фильмов и съемок в кино?
– Конечно, то, что мы делаем в театре, значительно отличается от того, что нужно делать, сидя за микрофоном при дублировании телепередач и кинофильмов. Актер дубляжа – отдельная специальность, осваивая ее, также получаешь огромное удовольствие. Можно сказать, что это совершенно другое направление актерской профессии. Когда видишь на экране артистов с готовыми живыми эмоциями и сыгранными сценами, словно проживаешь жизнь этого героя, сидя перед экраном. Перевоплощаясь в него, стараешься точно передать все эмоции и слова. Если просто читать с листа, ничего не получится, нужно вжиться в роль, присвоить себе этот текст. Могу сказать, что чувствую себя комфортно и перед камерой. У меня был опыт съемок в сериале «Алтын ұя» и фильме «Балуан шолак». Это было здорово.

– Сегодня вошли в моду различные актерские и ораторские курсы для людей разных профессий. Получается, что любой желающий может стать актером?
– Такие тренинги помогают застенчивым людям обрести уверенность в собственных силах. Кроме того, они параллельно получают массу других полезных навыков. Уроки сценической речи и постановка голоса способствуют устранению страха перед публичными выступлениями, коммуникативные навыки снимают зажатость и страх общения, занятия пластикой и танцем убирают телесные зажимы, сценические постановки и работа с классикой художественной литературы способствуют расширению эрудиции и кругозора. В общем, даже если человек и не собирается быть актером, в жизни ему все это пригодится.

Дана Аменова
Фото предоставлено
пресс-службой театра

Метки

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть