Правопорядок

Проверка на дорогах



С начала года в столице зарегистрировано 253 дорожно-транспортных происшествия, в которых травмирован 271 человек и 7 погибли. В числе пострадавших — 30 детей. Какая работа проводится в стране по повышению дорожной безопасности, рассказал председатель Комитета административной полиции МВД РК Кайсар СУЛТАНБАЕВ, передает Вечерняя Астана

СОСТОЯНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Безопасность на дорогах — один из актуальных вопросов, который является показателем уровня развития страны. В текущем году по стране зарегистрировано 6 тысяч ДТП, в которых 542 человека погибли и более 7 тысяч травмировано. По словам главы КАП, одна из основных причин такого положения дел — состояние дорог и инфраструктуры.

— По статистике на населенные пункты приходится 84% ДТП. При этом четверть смертельных случаев связана с наездами на пешеходов. На нерегулируемых переходах в 5 раз чаще допускаются тяжкие ДТП. В стране имеется всего 250 надземных и подземных пешеходных переходов. На сегодня требуется установить свыше 600 единиц светофоров, 25 тысяч дорожных знаков, более 1 млн км дорожной разметки, — привел данные Кайсар Султанбаев.

НУЖНА РЕКОНСТРУКЦИЯ

Сложная обстановка — на загородных трассах. На них приходится большинство тяжких ДТП, или 50% всех летальных случаев.

В последние годы оборудуются современные магистрали, и это положительно влияет на дорожную безопасность.

— Так, если 15 лет назад на дорогах мы теряли свыше 4 тысяч граждан, то сейчас в 2 раза меньше. А на отдельных участках магистральных дорог смертность сократилась более чем в 6 раз. К примеру, на трассе Астана — Щучинск после ее реконструкции, увеличения количества полос до шести, а также обустройства разделительной полосы количество летальных исходов при ДТП снизилось с 75 до 12 погибших в год. Снижение аварийности наблюдается и на новых автомагистралях по направлениям Астана — Павлодар — Семей, Астана — Караганда. Нужно эту работу продолжать, — сказал председатель комитета.

По его данным, сейчас дороги первой категории, с четырьмя и более полосами движения, составляют всего 2%, это 3 тысячи из 148 тысяч км. Большинство же построено по старым стандартам — они двухполосные, ширина не более 7 метров. Необходимо обеспечить реконструкцию более 6 тысяч км дорог с расширением количества полос и обустройством разделительной полосы.

По словам спикера, МВД совместно с Министерством транспорта и акиматами проводит работу по поэтапному повышению категорий дорог, проведению реконструкции и ремонта существующих дорог.

СНИЖЕНИЕ СКОРОСТИ

— Также в рамках инициативы депутатов Мажилиса планируется ввести ответственность за превышение средней скорости на загородных трассах на прямолинейных участках. Совместно с «Казавтожолом» мы проводили замеры средней скорости на автодороге Астана — Щучинск. Ежесуточно камерами фиксируется более 250 фактов, когда средняя скорость превышала 151 км/ч при разрешенной 140 км/ч. В 13% случаях скорость составляла 170 км/ч. В 7% превышала 180 км/ч. При этом, согласно анализу аварийности, именно превышение скорости на загородных дорогах является основной причиной ДТП, в которых гибнут люди, — отметил Кайсар Султанбаев.

СТАРЫЙ АВТОПАРК

Другая причина высокой аварийности, по данным КАП, — это стремительный рост автопарка страны. За последние 5 лет количество транспортных средств увеличилось на четверть. При этом срок эксплуатации половины автомашин превышает 20 лет. Они не имеют современных систем безопасности — антиблокировочной системы, курсовой устойчивости и стабилизации, подушек безопасности и более подвержены неисправностям.

— В последние годы значительно увеличились факты формального проведения техосмотра. Это связано с введением уведомительного порядка о начале деятельности и отменой последующего контроля. Вместе с тем влияние формального техосмотра привело к тому, что на дорогах страны большое количество автомашин не соответствуют параметрам по выхлопным газам, а также требованиям безопасности, что несет в себе риски. Например, в 2023 году по причине технической неисправности зарегистрировано 18 ДТП, в которых 7 человек погибли и 26 травмированы. Для усиления контроля в этом направлении вносятся изменения в законодательство для перехода от уведомительного порядка деятельности операторов технического осмотра к разрешительному, — сказал глава КАП.

НИЗКАЯ ДИСЦИПЛИНА

По словам представителя МВД, все перечисленные факторы усугубляются низкой транспортной дисциплиной водителей. За четыре месяца этого года пресечено порядка 3,5 млн нарушений Правил дорожного движения. Задержано около 8 тысяч пьяных водителей, все они лишены судами права управления транспортными средствами. Подвергнуты административному аресту свыше 7 тысяч человек. Оштрафовано более 145 тысяч пешеходов.

— Такому положению дел способствовало снижение требований к автошколам и качеству подготовки водителей. В этой связи МВД внесены поправки в правила приема экзаменов. Сделали эту процедуру открытой. Процесс сдачи экзаменов теперь отслеживается посредством онлайн-трансляции. Введена норма по обязательной регистрации обучаемых в информационной системе «Автошкола». Тем самым исключена возможность корректировки списков. Кроме того, мы отменили самостоятельную подготовку водителей, — сказал глава КАП.

Также он напомнил, что ужесточены требования ПДД — пересечение одинарной сплошной линии приравняли к выезду на встречную полосу, снизили скорость автобусов в населенном пункте до 50 км/ч.

ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Он добавил, что при поддержке местных исполнительных органов в сфере обеспечения дорожной безопасности внедряются цифровые решения. Сейчас на дорогах установлено порядка 24 тысяч автоматических камер фиксации нарушений ПДД. С их помощью фиксируется 50% всех нарушений. В Астане и Шымкенте этот показатель доведен до 70%, но в масштабах страны их количества недостаточно.

— Сейчас полицией активно применяется бесконтактный надзор за дорожным движением. Высокий профилактический эффект имеют стационарные автоматические системы фиксации нарушений ПДД. Однако их количество не позволяет полноценно охватить улично-дорожную сеть населенных пунктов, а на загородных трассах они практически отсутствуют. В этой связи полиция с 2019 года приступила к использованию патрульных автомобилей, оснащенных встроенными камерами и радарами. В пути следования система автоматически фиксирует нарушения ПДД и передает их на центральный сервер Генпрокуратуры. При этом у сотрудников нет возможности удаления данной информации. Результативность одного экипажа сопоставима с работой 15 патрульных. Сейчас имеется 202 единицы такого автотранспорта. До конца года планируется приобрести 86 единиц. Работу по оснащению всех патрульных автомобилей автоматическими системами фиксации правонарушений мы продолжаем и будем расширять перечень автомобилей, на которые такие системы можно установить, — сказал Кайсар Султанбаев.

Цифровые решения помогают выявить злостных нарушителей. К примеру, программа «Қорғау» позволяет автоматически выявлять транспорт с подложными номерами, без страховки, находящийся в розыске либо нарушающий ПДД и не оплачивающий штрафы.

— Раньше для этого требовалось останавливать все автомашины и проверять документы. Сейчас система, анализируя данные уличных камер, сама отправит сообщение на планшет ближайшего полицейского, что рядом находится опасный водитель. Таким образом, полиция моментально реагирует на грубое нарушение ПДД. С ее помощью с начала года выявлено свыше 100 фактов использования подложных номеров. Установлено более 700 водителей, лишенных водительских прав. Изъято 670 госномеров. На штрафстоянку водворено свыше 5 тысяч автомашин. Эти цифровые решения позволят повысить культуру вождения и обеспечить принцип неотвратимости наказания, — подчеркнул председатель КАП.

ПРАВИЛА ДЛЯ САМОКАТОВ

В последние годы серьезно обострилась проблема с электросамокатами и мопедами, влияние которых на дорожную ситуацию возрастает. Их количество на дорогах заметно увеличилось. Несоблюдение владельцами Правил дорожного движения, которое зачастую обусловлено их незнанием, приводит к авариям, в том числе с летальным исходом. В этой связи 30 августа 2023 года принят разработанный совместно с депутатами Мажилиса законопроект, в котором закреплены понятия «электросамокаты», «правила передвижения», а также «права и обязанности их водителей».

— Данные меры позволили упорядочить их движение, а у полиции появились реальные рычаги воздействия на эту категорию участников движения. Вместе с тем только полицейскими методами решить эту проблему невозможно. Со стороны акиматов необходимы меры по развитию инфраструктуры: обустройство выделенных полос, строительство отдельных велодорожек, разграничения территории населенных пунктов на запретные зоны для их использования, — отметил Кайсар Султанбаев.

Другая проблема — это мопеды, мотики и скутеры. Их учет сейчас не ведется, ответственность за нарушения несущественная — штраф 3 МРП (11 тысяч тенге) по статье 620 КоАП РК.

— Предлагается ввести их обязательную государственную регистрацию и получение водительского удостоверения категории А1, которая выдается с 16 лет. Предложения по законодательному урегулированию движения мотиков и скутеров и их регистрации находятся в Мажилисе Парламента, — сообщил глава КАП.

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ

— В преддверии летних каникул хотел бы остановиться на профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. У нас в стране каждое четвертое ДТП совершается с участием детей. С начала года зарегистрировано почти 1,5 тысячи ДТП с участием детей, в которых 51 ребенок погиб, свыше 1,5 тысячи несовершеннолетних получили травмы. В этой связи в целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма с 20 по 31 мая этого года проводится республиканская акция «Внимание — дети!», — сообщил Кайсар Султанбаев.

В рамках акции обследуются дороги и территории вблизи школ, организуются профилактические занятия и лекции на тему безопасности дорожного движения с родителями и учителями.

— Необходимо отметить, что безопасность детей на дорогах в большинстве случаев зависит от родителей, поскольку дети копируют поведение взрослых. Соблюдайте Правила дорожного движения и берегите детей. В каждой семье, детском саду и школе необходимо разъяснять детям в зависимости от возраста нормы безопасности на дорогах в качестве пешехода, велосипедиста, самокатчика или водителя мопеда, — подчеркнул председатель КАП.

В рамках акции «Внимание — дети!» в школе-лицее № 22 Астаны полицейские провели обучающее мероприятие по Правилам дорожного движения.

Учащимся прочли лекцию, показали учебный видеоролик, раздали буклеты и памятки по соблюдению ПДД. Также состоялись спортивные состязания среди учащихся.

В ТЕМУ

В столице 287 нарушителей ПДД оштрафованы в ходе оперативно-профилактического мероприятия «Пешеход».

В нем, помимо сотрудников районных и строевых подразделений полиции, также приняли участие общественные помощники правоохранительных органов и волонтеры «Астана жастары». Внимание акцентировалось на аварийных участках дорог, пешие патрули выставлялись возле учебных заведений и торгово-развлекательных центров.

Сотрудники столичного Департамента полиции и волонтеры разъясняли горожанам Правила дорожного движения, а также раздавали буклеты «Обязанности пешехода».

Статьи по Теме

Back to top button