КультураНовости

Проводник в мир музыки

В программе «Рухани жангыру» особое место уделяется конкурентоспособности нации, культу знаний. Преподаватель столичной Детской музыкальной школы № 3 Альвина ВАСИЛЬЕВА рассказывает о том, как концертмейстер помогаети ориентироваться детям в мире музыки.

ЧТО ТАКОЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

Из зрительного зала кажется, что роль концертмейстера не столь ярка, как солиста, которому аккомпанируют. Но на самом деле результат зависит от согласованности исполнителей. К примеру, легендарный Александр Вертинский практически всю жизнь выступал только с аккомпаниатором Михаилом
Брохесом. В музыкальном мире такие истории не редки. И когда у молодых людей стоит вопрос о выборе профессии, то эта деятельность может принести огромное удовлетворение.

Музыкант Альвина Васильева считает, что работа пианиста-аккомпаниатора сложна и увлекательна. Прежде всего концертмейстер – это высокий профессионал, который знает специфику игры на разных музыкальных инструментах, а кроме того, владеет основами педагогики и психологии. Работа со струнниками требует знания тембров всех инструментов симфонического оркестра и умения передать их звуковую палитру на фортепиано. Работая с певцом, концертмейстер должен интуитивно чувствовать, когда должен возникнуть звук и когда солист возьмет дыхание. Специфика работы концертмейстера в классе духовых инструментов требует от него особого универсализма. Важным навыком является умение транспонировать произведение
в другие тональности.

Когда концертмейстер разучивает музыкальные партии с солистами, ему надо раскрыть композиторский замысел, донести особенности исполнения до юного музыканта. При этом в ходе репетиций помогать им устранять технические трудности, исправлять ошибки и недостатки.

Как пояснила Альвина Васильева, концертмейстер, являясь помощником педагога, к примеру, по вокалу, не только разучивает репертуар с начинающими музыкантами, но и помогает им усваивать указания педагога. Чем больше работает концертмейстер в классе одного педагога, тем прочнее устанавливается между ними взаимопонимание, у них появляется общая рабочая терминология.

ЭМОЦИИ НА РАССТОЯНИИ

По мнению музыканта, в процессе обучения очень важно живое общение и наличие у детей положительных эмоций от процесса обучения. Но в карантинный период было очень сложно поддерживать в детях азарт от получения новых знаний. Хотя технически преподаватели быстро освоили дистанционный формат. На сайте Детской музыкальной школы № 3 размещались заранее подготовленные тематические задания, видеоуроки и разработки к урокам. Конкурсы и экзамены проводились также в онлайн-режиме, когда записывалось видео с конкурсантом, а затем отправлялось на почту судьям.

Однако, по мнению Альвины Васильевой, дистанционное обучение в музыкальных школах и освоение нотного материала по самоучителю в Интернете не может продолжаться долго. Этот эрзац живого общения – вынужденная мера и не может стать полноправной и эффективной заменой традиционного обучения игры на музыкальном инструменте на постоянной основе.

– Музыкальные занятия позволяют эмоционально и нравственно обучать детей. В процессе занятий они учатся чувствовать, сопереживать, быть искренними и открытыми. Развивать эмоциональный интеллект надо аккуратно, методично. При этом подход к каждому ребенку индивидуален. Те психологические приемы, которые подойдут одному, не действуют с другими. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы занятия музыкой превратились в рутинное исполнение произведений по программе. Если ребенок начинает скучать, можно предложить нестандартный вариант. Например, взять его любимую сказку и попробовать положить ее на музыку. А подростку – выучить и самому исполнить полюбившуюся современную мелодию или песню, – говорит преподаватель.

ДВЕРЦА В ВОЛШЕБНЫЙ МИР

Альвина Васильева обучает музыке и особенных детей. Причем для них музыка – истинное чудо. В основном это ребята с различными проявлениями аутизма, они живут в своем мире, но стоит их рукам прикоснуться к клавишам – и ребенок преображается, уносясь в волшебный мир музыки. В частности, среди ее учеников есть подросток с ДЦП, абсолютно слепой, но настолько одаренный, что чувствует музыку душой.

Когда ребенок с особыми потребностями первый раз приходит на урок, он чаще всего не понимает,
чего от него хотят. А через месяц, когда виден результат и слезы благодарности на лице мамы, понимаешь, что делаешь очень благородное дело.

Музыка… Каждый, произнося это слово, всегда что-то представляет для себя. Для каждого человека музыка имеет вполне определенные очертания. Для кого-то она ассоциируется со звуками природы, для кого-то с песнями из детства. Для меня музыка – единственный всемирный язык, который не нуждается в переводе, – говорит Альвина Васильева.

Метки

Похожие статьи

Закрыть