Пушкинский Онегин снова в моде?
В Государственном академическом русском театре драмы имени М. Горького представили долгожданную премьеру спектакля по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в постановке российского режиссера Юрия КВЯТКОВСКОГО.
В полной версии постановка звучит так: «Евгений Онегин. Сцены из романа. Наши дни. Новая редакция».
Спектакль поставлен в современном ключе. Ведь что может быть интереснее, чем Онегин наших дней? Яркий и философский, пронзительный, искренний и дерзкий, с современным музыкальным решением, спектакль сохранил первоисточник – великолепие пушкинских строк.
Внезапно на сцене появляется юный актер, который у поисковой системы Google спрашивает значение некоторых слов из романа в стихах. Сцена знакомства начинается с того, как все актеры читают роман в стиле хип-хоп, что вызвало восторг зала.
Почему именно сейчас театр вернулся к «Евгению Онегину»? Актер Максим ЯЩЕНКО, исполнитель роли Онегина, говорит, что это связано с 225-летним юбилеем великого поэта.
Спектакль был задуман еще семь лет назад. Тогда его пришлось заморозить из-за ремонта театра и изменений в труппе. Сегодня постановка представлена в новой редакции.
– Особенность новой версии в том, что она адаптирована для молодежи. Современные веяния диктуют свои условия. Пушкин все дальше отходит от подростков, и наша задача – сделать его снова модным. В спектакле использованы необычные инструменты, например, теннисный мячик. Через игру решаются ключевые сцены: дуэль Онегина и Ленского, мистический сон Татьяны. Звук шарика становится ритмическим лейтмотивом, объединяющим действие, – сказал Максим Ященко.
Постановка насыщена музыкальными композициями, которые гармонично сочетаются с текстом Пушкина.
– Спектакль о вечном, но в современных декорациях. Мы надеемся, что зрители, особенно молодые, найдут в нем то, за что можно зацепиться. «Евгений Онегин» стал примером того, как классика может звучать свежо и актуально. Театр надеется, что новый подход вдохновит молодежь на знакомство с творчеством Пушкина, делая его близким и понятным, – отметил актер.
На сцене мало декораций, дом и все, но что происходит в нем или вне его – привлекает внимание зрителей. Начиная от первой сцены прощания с дядюшкой до дуэли между Онегиным и Ленским.
По словам Максима Ященко, это не просто попытка сделать классику модной, а способ показать, что темы, поднятые Пушкиным, остаются актуальными:
– Кареты сменились на автомобили, свечи – на электричество, но взаимоотношения людей, любовь, дружба, предательство и измена – все это не изменилось. Современные детали помогают молодому зрителю увидеть себя в героях. Например, бит, под который читается текст, или обстановка барбершопа создают атмосферу, понятную нынешнему поколению. Гений Пушкина в том, что его произведения отражают вечный рост человеческой души. Через этот спектакль зрителям показывают, как классика продолжает вдохновлять и говорить о главном, независимо от эпохи.
Екатерина ТЫЩЕНКО
Фото Романа ВАЙДОВА