Культура

Пять спектаклей театра «Астана Опера»

В течение пяти лет театр «Астана Опера» неизменно радует столичную публику яркими сценическими представлениями. Сегодня в репертуаре храма искусств насчитывается более 20 масштабных постановок. Мы предлагаем вам вспомнить пять самых популярных оперных и балетных спектаклей по версии зрителей.

Возрождение легенды
Лирико-драматической оперой Мукана Тулебаева «Биржан – Сара» открылся театр «Астана-Опера». После чего зрители оценили новое прочтение легендарного спектакля в постановке заслуженного деятеля РК Асхата МАЕМИРОВА. По словам режиссера, обновленная музыкально-сценическая редакция трагической истории влюбленных – степных певцов Биржана и Сары на либретто Кажыма Джумалиева соответствует последним тенденциям времени. Новая режиссерская версия отличается от предшествующих масштабностью форм. Театральные критики отмечают, что спектакль сделан кинематографическим способом. Картины богатой казахской природы воплощены как в жестких декорациях, так и в 3D-проекциях. Публике представили расширенные сцены со всевозможными атрибутами ярмарочных гуляний. Для воспроизведения достоверной атмосферы в спектакле приняли участие живые лошади и верблюды. Кроме того, впервые применены феноменальные технологии, невероятно, но на сцене проливается несколько тонн воды.
– Концепция спектакля отличается отсутствием одноплановой трактовки образов всех героев. Мы представили зрителям историю любви Биржана и Сары, которая не нашла места на земле. Традиционно опера заканчивается гибелью главного героя, но в нашей версии буквально оставлен свет в конце тоннеля, чтобы зрители понимали, что любовь, принесенная в жертву, была не напрасной, – пояснил дирижер Абзал МУХИТДИНОВ.

Современный Абай
Еще одной полюбившейся зрителям национальной оперой можно назвать «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, премьера которой состоялась в 2015 году. Публику привлекает не только звездный состав артистов, где главные роли исполнили Сундет БАЙГОЖИН, Майра МУХАМЕДКЫЗЫ, Салтанат АХМЕТОВА, Меир БАЙНЕШ, Жаннат БАКТАЙ, но и поражающее воображение сценография. Кабинет Абая наглядно раскрывает многогранный мир поэта: блистающая золотом книг библиотека, глобус, бюсты великих философов… А двери кабинета распахиваются прямо в огромный мир. Использование в финальной сцене 3D-технологий срабатывает точно, вызывая бурю эмоций, мощный патриотический подъем благодаря развевающемуся флагу Казахстана. За красоту костюмов и декораций отвечали итальянские мастера Эцио ФРИДЖЕРИО и лауреат премии «Оскар» Франки СКУАРЧАПИНО.
Нельзя не отметить и фантастическое звучание оркестра под управлением прославленного дирижера Алана БУРИБАЕВА, отличающегося тонким чувством музыкального материала. Именно он первым представил европейской публике оперу «Абай» на сцене Государственной оперы Южной Тюрингии в 2012 году в Германии.
– Абай владел персидским, арабским, русским и другими языками и мог в оригинале читать литературу. В этом смысле композитор менее опасен, чем поэт, который владеет мощной силой слова. Я буду показывать его еще и как политически сильного персонажа. Абай – это просветленный дух, он нес свою культуру, представляя казахов, – отметил итальянский режиссер-постановщик Джанкарло Дель МОНАКО.

Роковая трагедия цыганки
Ни с чем несравнимые мелодии, испанский колорит, пылкость, образность, изысканность и очарование жизнелюбивой музыки великого шедевра Жоржа Бизе сделали оперу «Кармен» одной из самых популярных. В прошлом году за несколько месяцев итальянский режиссер Лоренцо Аманто из привычной пестрой оперы по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме сделал глубокий спектакль об обратной стороне любви – о ревности, ярости и непокорности. Дерзкая, чувственная героиня Кармен в исполнении Дины ХАМЗИНОЙ и Татьяны ВИЦИНСКОЙ играет не только судьбами возлюбленных, но и своей собственной. Сундет Байгожин, Барсег ТУМАНЯН, Альфия КАРИМОВА также зарекомендовали себя с наилучшей стороны.
Масштабная реалистичная постановка переносит зрителей в Севилью середины XIX века. Интересно, что именно в этой яркой постановке задействовано рекордное количество смен роскошных декораций. Взгляды публики прикованы не только к ним, но и к красочным костюмам, которых, к слову, в спектакле 400 штук. Помимо яркой сценографии, зрителей удивляли мощной 3D-проекцией и, конечно же, живыми лошадями, которые величественно прогарцевали по сцене. Чего не сделаешь ради того, чтобы передать атмосферу знойной Испании, неизменными атрибутами которой являются коррида, кастаньеты и неуемный темперамент брутальных мачо – конкистадоров и их прекрасных сеньорит.

И страсть, и слезы, и любовь
Драматическая история неразделенной любви уродливого горбуна Квазимодо к юной цыганской красавице Эсмеральде не могла не вызвать интереса публики, обладая захватывающими сюжетными линиями. По инициативе художественного руководителя балетной труппы в 2016 году этот спектакль был перенесен на сцену «Астана Опера» балетмейстером-постановщиком Луиджи БОНИНО и идет в точности, каким создал его в 1965 году легендарный французский хореограф Ролан ПЕТИ. Исполнители главных ролей Бахтияр АДАМЖАН, Рустем СЕЙТБЕКОВ, Олжас ТАРЛАНОВ, а также примы-балерины Айгерим БЕКЕТАЕВА и Мадина БАСБАЕВА мгновенно стали любимцами не только отечественной, но и зарубежной публики. Удивительная синхронность кордебалета, главные герои в стильных и элегантных костюмах от знаменитого французского модельера Ив Сен-Лорана, огромный колокол на сцене – все прелести постановки можно перечислять бесконечно. Неудивительно, что балет с полувековой историей по-прежнему не теряет своей актуальности.
– «Собор Парижской Богоматери» – удобный для гастролей спектакль, выполнен в духе минимализма 60-х годов, это касается и драматургии, и хореографии, и сценографии, и костюмов. Он компактный: подиумы, колокол, контуры собора, зарисовки Парижа на заднике и виселица – вот и все, что можно увидеть на сцене. На кордебалете лежит огромная ответственность по созданию стиля постановки. Он должен показать внутреннее состояние главных героев, а их в балете четверо: Квазимодо, Эсмеральда, Клод Фролло, Феб. Во втором акте кордебалет играет особенно значимую роль как в развитии сюжета, так и в создании атмосферы всего спектакля, – подчеркнула Алтынай Асылмуратова.

Символ Чистоты 
Настоящий хореографический шедевр – балет Петра Чайковского «Лебединое озеро» предстал во всем великолепии на сцене столичного театра несколько лет назад. Классическая хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова в новой редакции Алтынай Асылмуратовой была презентована театралам в Международный женский день. Необычайная популярность сделала «Лебединое озеро» символом академического балетного искусства. Невероятная история о девушке, силой злых чар превращенной в птицу, заставляет сопереживать и истинных балетоманов, и новичков. Очаровательные примы-балерины Айгерим Бекетаева, Мадина Басбаева блистали в образах королевы лебедей Одетты и как две капли воды похожей на нее Одиллии. А их партнеры Еркин РАХМАТУЛЛАЕВ, Жанибек ИМАНКУЛОВ, победители конкурсов Арман УРАЗОВ, Бахтияр Адамжан, Серик НАКЫСПЕКОВ легко преодолели сложности хореографии и показали себя артистами высокого уровня.
– Одетта – белый лебедь – символ чистоты, трепетности, это лирический образ. Одиллия, наоборот, контрастная, коварная, соблазнительная, расчетливая и в то же время прекрасная. Зритель увидит столкновение чистоты и коварства, любви и предательства, но конец все же счастливый: любовь побеждает, несмотря ни на что. Мы внесли некоторые изменения, при этом сохранили каноническую постановку Л. Иванова – М. Петипа. Этот балет вечен, его смотрели наши предшественники, им будут восхищаться потомки, – уверена художественный руководитель балетной труппы «Астана Опера» Алтынай Асылмуратова.

Метки

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть