История

Работа — путь к успеху

Социальные предприниматели столицы трудоустраивают горожан с особыми потребностями и доказывают, что работа — важнейший инструмент реабилитации людей с инвалидностью.

НЕ ВИДЯ ПРЕПЯТСТВИЙ

Пожалуй, один из наиболее известных социальных предпринимателей города — молодой астанчанин
Эмин АСКЕРОВ. Он начал свой путь в социальном предпринимательстве пять лет назад. Были взлеты, падения, миллионные убытки. Однако он не
сдается и каждый день трудится, чтобы как можно больше людей из социально уязвимых категорий населения получили возможность работать и занять достойное место в обществе.

На сегодня социальный бизнес Эмина Аскерова под зонтичным брендом GreenTAL объединяет девять направлений работы: столярный, сварочный, швейный, войлочный цеха, полиграфия, декоративные изделия, кафе, выращивание грибов, автомойка.

На данный момент Эмин обеспечил работой около 70 человек, 62 из них относятся к социально уязвимым категориям: это горожане с инвалидностью всех групп, малообеспеченные, многодетные, бывшие осужденные, алко- и наркозависимые лица. Последние три года Эмин начал трудоустраивать из
числа людей с инвалидностью и горожан с ментальными нарушениями, проблемами социального взаимодействия — лиц с шизофренией, аутизмом, умственной отсталостью, сейчас таких сотрудников в коллективе предприятия почти 20.

— Мы стали фокусироваться на лицах с ментальными нарушениями, потому что на учете в психиатрической больнице состоит 7 тысяч человек, но только 50 человек из них трудоустроены. Запрос есть. У них огромное желание работать, но, к сожалению, справка не позволяет им трудоустроиться. Мы ломаем стереотипы и доказываем, что эти ребята могут отлично трудиться, — говорит Эмин Аскеров.

Молодой человек по специальности «социальный работник» во втором поколении. Его мама в сложные 2000-е возглавляла районный собес и решала проблемы людей, оказавшихся в тяжелом положении.

— Она всегда говорила: «Эмин, если будет возможность, ты должен помогать другим», — вспоминает собеседник.

Эмин ушел в социальное предпринимательство с престижной работы в «Назарбаев Университете». Практически все окружение отнеслось к такому решению скептически.

— Мне говорили: «Куда ты уходишь, чтобы помочь людям, которые сами себе не могут помочь? Ты тоже не сможешь!» Но я видел цель и не видел препятствий. Просто хотел попробовать и доказать, что эти люди достойны жить в мире равных возможностей. Те, кто меня когда-то отговаривал, стали нашими клиентами, некоторые и вовсе перешли в социальное предпринимательство из обычного бизнеса, — отметил социальный предприниматель.

По его словам, традиционный бизнес ему неинтересен. Потому что его цель — не деньги, а желание изменить жизнь других людей к лучшему.

— Если бы меня интересовали только деньги, уже давно закрыл бы социальное предпринимательство. Здесь мы создаем больше, чем просто зарабатываем деньги. Когда ты видишь успешные истории людей, это тебя мотивирует. Понимаешь, что ты действительно занимаешься стоящим делом. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на погоню за деньгами, — делится мнением астанчанин.

СМОТРЕТЬ НА ПЕРСПЕКТИВУ

Конечно, в работе с людьми, имеющими ментальные нарушения, есть свои трудности. Процесс обучения довольно длительный и энергозатратный. Однако в результате наставник испытывает огромное чувство удовлетворения, когда видит, как кардинально изменилась жизнь человека.

— Самый главный результат за эти пять лет — десятки успешных историй, когда человек впервые за свои 30 лет начал работать и состоялся у нас как профессионал. Вот эти истории меня очень сильно мотивируют, — подчеркнул Эмин.

По его словам, для успешной жизни людям с ментальными нарушениями обязательно нужно трудоустраиваться.

— Медицинская поддержка является первоочередной. Но трудовая реабилитация замыкает этот процесс и имеет самую важную конечную роль. Состояться человек может только, когда ему доверяют, а если ему еще и платят за это, у него повышается личная значимость. Я заметил, что ребята сильно изменились после того, как мы начали давать им должности и они стали ответственны за что-то. В основном в нашем обществе, вплоть до родителей, все им говорят: «У тебя не получится, не трогай, ты не сможешь». А мы им говорим:
«У тебя получится, ты сможешь, сделай», — рассказывает Эмин.

На сегодня социальный предприниматель сформировал собственную систему обучения людей с ментальными нарушениями трудовым навыкам.

— Самое главное заключается в подходе: нужно разговаривать с ними как с детьми. На самом деле это и есть
большие дети. Всегда говорю с уважением, никогда не включаю начальника и не кричу на них. Пытаюсь терпеливо объяснять и периодически спрашиваю, понятно ли. Система основана на равном отношении друг к другу и человеческом подходе, — делится опытом собеседник.

ИНТЕГРАЦИЯ РАЗНЫХ ГРУПП

Также, по его словам, важно интегрировать в условиях одного предприятия разные группы социально уязвимых категорий граждан.

— Особенность нашего предприятия заключается в том, что мы не фокусируемся строго на одной социальной категории, интегрируем несколько групп. Зачастую социальные предприятия заточены только на одну категорию, и эти ребята варятся в соку собственных проблем. Но я понял, почему у нас большой успех. Дело в том, что ребята видят проблемы других людей и начинают сравнивать. Бывший заключенный, выйдя на свободу, смотрит на коллег с ментальными нарушениями, у которых нет ни телефона, ни машины, ни квартиры, но они счастливые. Естественно, у него происходит сдвиг парадигмы:как так, ничего не имеют, но довольны жизнью? Он смотрит на них и начинает адаптироваться. Аналогичного опыта, как у нас, когда объединяют несколько социально уязвимых категорий, причем в большой массе, я еще не встречал. Нашим практическим опытом заинтересовались другие страны. Сейчас начинаю обучение кыргызстанцев, россиян, финнов, которые хотят перенять наши наработки, — сообщил Эмин Аскеров.

Мы посетили кафе и автомойку GreenTAL, где побеседовали с работниками и клиентами социального
предприятия.

Большая часть сотрудников кафе GreenTAL — люди с нарушениями слуха. Кондитер Наталья рассказала, что
работала швеей, мастером маникюра, а теперь освоила новую профессию. Сотрудники кафе светятся счастьем, им очень нравится работать в дружном коллективе и радовать клиентов вкусными блюдами. Они стараются внедрять в меню новые блюда и даже разработали собственный десерт «Зеленый бархат», который полюбился посетителям кафе.

Миловидная девушка — официантка кафе Айгуль недавно получила повышение по службе благодаря своей
ответственности. Теперь она администратор и будет курировать закуп необходимых продуктов, руководить
официантами.

Эмин Аскеров говорит, что всегда старается обеспечить карьерный рост и ротацию кадров. Пробуя себя в нескольких направлениях деятельности, работники получают различные профессиональные навыки, которые всегда пригодятся в жизни.

Данил НИКИТИН — сотрудник автомойки GreenTAL. Данил рассказывает, что благодаря встрече с Эмином
у него теперь есть постоянная работа. Он трудился в столярном, войлочном цехах и кафе предприятия, сейчас осваивает тонкости автоклининга.

Канат РАХИМОВ — постоянный клиент автомойки GreenTAL.

— Пользуясь услугами социальной автомойки, мы помогаем вдвойне. Думаю, такие предприятия должны
стать нормой для нашего общества, как это происходит во всех развитых странах, — поделился мнением клиент автомойки.

Все сотрудники социального предприятия, с которыми нам удалось побеседовать, неустанно благодарят
своего руководителя за возможность работать. А сам Эмин Аскеров благодарит своих подопечных за то, что изменили его жизнь к лучшему и дают возможность чувствовать себя полезным обществу.

— Они настоящие, искренние. Никогда не врут, не халтурят, честно работают на результат. Для них в приоритете качество. Я считаю, что этот навык очень важно сохранить в ребятах и применять дальше в рамках нашего социального проекта, — говорит Эмин.

По словам Эмина, во всех направлениях работы он стремится, чтобы социальное предприятие конкурировало с другими участниками рынка на равных. Его цель, чтобы люди пользовались услугами предприятия не из-за сострадания, а потому, что они могут получить здесь достойный сервис. Ведь в долгосрочной перспективе жалость — проигрышный вариант. Нужно быть самодостаточными и обеспечить максимальное качество услуг — вот такая высокая цель у социального предприятия.

Фото автора

 

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть