Районы, кварталы, жилые массивы

Как может измениться облик городов в ближайшие десятилетия? О последних тенденциях в сфере архитектуры городов мира, в том числе молодой столицы Казахстана, рассказал известный архитектор, почетный член Королевского института британских архитекторов Нурлан КАМИТОВ.
Тренд 1. Компактность и мультифункциональность
Все более востребованной среди населения в мире, включая Казахстан, становится тема пешеходности, человекоцентричности, компактности и безопасности городских пространств, считает Нурлан Камитов.
Он отметил, что по сравнению с ушедшими в далекое прошлое советскими масштабами кварталы будут становиться компактнее согласно человеческому масштабу. Это касается в том числе огромных советских площадей, которые должны быть отформатированы в соответствии с новыми реалиями и потребностями людей в эффективном планировании пространств.
В качестве примеров таких пространств можно привести исторические районы городов Европы, которые создавались в доавтомобильную эпоху. В Астане это историческая часть правого берега, где наблюдается больше пешеходных переходов. По словам эксперта, комфортные для жизни кварталы предполагают оптимальные параметры застройки для удобства местных жителей и гостей, к примеру, ширина двора – не меньше высоты дома, чтобы избежать эффекта колодца. Кроме того, в таком районе больше зеленых и рекреационных зон для отдыха, камерные дворы, где есть общественные и приватные зоны для общения людей и создания сообществ, обеспечена пешеходная доступность к объектам застройки, предусмотрена развитая социальная инфраструктура с объектами обслуживания и т.д.
По мнению автора, раньше для многих было привычно, что жизнь в мегаполисах – работа, образование и развлечения – сосредоточена преимущественно в центре города. Но в последние годы, особенно после пандемии и с развитием технологий, такая модель постепенно уходит в прошлое.
– Децентрализация и сбалансированное распределение функций – это новый тренд, который усилился в период пандемии. Сегодня люди стремятся жить, работать, отдыхать и развиваться в своем районе проживания. Поэтому все чаще новые районы проектируются не по принципу советского деления на жилые микрорайоны – заводы, а по уровню многофункциональности и шаговой доступности всего, куда необходимо людям ежедневно, – говорит архитектор.
Так, к примеру, в Париже активно внедряется 15-минутный город с более экологичной, безопасной и удобной городской средой. В таких районах вводятся ограничения для въезда авто, дается больше пространства для велосипедистов, а также для парков и зеленых зон. Кроме того, зеленые и спортивные площадки, доступные для всех местных жителей, появляются в школах. В Барселоне на месте бывших проезжих улиц, которые закрыли для авто, оборудуют игровые зоны и пешеходные маршруты, площадки для отдыха, скамейки, высаживают больше зелени, деревьев.
Другим примером может послужить создание удобных для жителей полицентров, где можно работать, учиться и отдыхать в своем районе, без необходимости выезжать каждый раз в центр города. Над проектом части полицентров работает и компания Ink Architects. Предполагается, что в новых районах будет развитая инфраструктура со знаковыми объектами, включая школы, детсады, клиники, парки, спортцентры, коммерческие объекты, рынки, аптеки, кафе, другие точки питания и т. д. Особенно это актуально для пригородов южной столицы, нуждающихся в более развитой социальной инфраструктуре, рабочем пространстве с возможностями для трудоустройства, привлекательном жилье для разных типов семей, шаговой доступности мест для работы, отдыха и развлечений, создании улиц, удобных для пешеходов и велосипедистов.
Тренд 2. Идентичность
Как отметил эксперт, сейчас люди нуждаются в узнаваемой и понятной пространственной единице, с которой они могли бы себя идентифицировать. Однако нередко современное проектирование может, наоборот, разрушать чувство общности через создание безликих пространств.
– В реальности же районы должны быть компактными, соразмерными селу. При этом каждый район должен обладать своей уникальной идентичностью и названием, связанным с историей места или локальными достопримечательностями. Поэтому активно развиваются навигация, архитектура с отсылками к локальным деталям и истории, орнаментализм и т. д. Наши люди все больше тянутся к культурным паттернам, все больше можно увидеть национальные узоры в городской среде, – говорит спикер.
Из зарубежных примеров можно привести отдельные районы с четким разделением в крупнейших мегаполисах мира, в том числе районы Сохо и Хакни в Лондоне, Манхэттен и Бруклин в Нью-Йорке и т. д. Своя атмосфера с особым почерком проектируется, к примеру, в проекте нового района Чирчик в Ташкенте.
Тренд 3. Микромобильность и Vision Zero
По мнению архитектора, в городах будет появляться все больше кольцевых перекрестков и круговых развязок, которые не только повысят безопасность дорожного движения, но и сделают его более плавным и эффективным. Также значительно расширится сеть велосипедных дорожек и выделенных полос для альтернативного транспорта, что создаст комфортные условия как для велосипедистов, так и для пользователей самокатов и других средств микромобильности.
В целом общественный транспорт, по мнению Нурлана Камитова, в ближайшие десятилетия станет более доступным и разнообразным: увеличится количество маршрутов, появятся новые виды транспорта, а существующие линии будут модернизированы для повышения качества обслуживания пассажиров.
В районах города будущего поколения планируются велоинфраструктура, небольшие круговые движения на перекрестках, которые позволят избежать светофоров и простоев и в то же время увеличивают безопасность проезда.
Вместе с тем в новых районах рекомендуется проектировать более широкие пешеходные тротуары, выделенные полосы для общественного транспорта, обособленные велодорожки, озеленение.
– Продуманная уличная среда может регулировать скорость автотранспорта, самокатов и велосипедов, увеличивать комфорт и безопасность пешеходов, как следствие, повышать рентабельность коммерции, стоимость квартир, стимулировать малый бизнес, предпринимательство вдоль пешеходных потоков. Комфортные, уютные и пешеходные районы имеют повышенную стоимость в сравнении с ориентированными на автомобилистов, – считает архитектор.
Фото из архива Василия КРАСЬ