Информбюро

Растущий спрос на топливо: почему возникает дефицит ГСМ в Казахстане?

О ситуации на внутреннем рынке ГСМ рассказал на брифинге в СЦК министр энергетики РК Болат АКЧУЛАКОВ.

Министр сообщил, что после модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов их производственная мощность увеличилась на 3 млн тонн и достигла почти 17 млн тонн/год. За последние 5 лет производство бензина увеличилось почти на 70% (c 3 млн до 5 млн тонн), а дизельного топлива — на 30% (с 4 млн до 5,2 млн тонн).

Однако, несмотря на это, в прошлом году в некоторых регионах страны топлива не хватало. Возникший дефицит пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива.

Основными факторами постоянно растущих объемов потребления являются транзитный автотранспорт, а также «серый» экспорт в соседние страны.

— Так, по самым скромным подсчетам, в прош­лом году на долю транзитного транспорта пришлось около 150 тыс. тонн дизтоплива. Еще порядка 200 тыс. тонн горючего было вывезено «серым» экспортом, — отметил Болат Акчулаков. — Причина тому — значительная разница в цене. Казахстан входит в список стран с самыми низкими ценами на ГСМ. Например, в России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, что дороже на 45%. А в Кыргызстане цена выше на 64% и составляет 390 тенге/л, в Узбекистане оно дороже в два раза — 480 тенге/л (101%). Маржа от перепродажи казахстанского ДТ за границу составляет от 50 до 120% и более, суммарно доходит до $140 млн в год.

— Есть множество фактов, когда фуры оснащаются дополнительными баками. Таким образом, одна фура может разом заправиться от одной до четырех тонн топлива. Если такая фура заправляется в РК и едет «сливаться» в Узбекистан, с 1 тонны можно заработать 700 долларов; если едет в Кыргызстан — 250 долларов. Даже если заправлять и сливать разрешенные 300 литров, то заработок все равно очень высокий (рентабельность от 50 до 120%), — отметил министр.

Естественно, ситуация в сопредельных странах оказывает значительное влияние на внутренний рынок Казахстана. К примеру, в марте прошлого года розничные цены на дизельное топливо РФ снизились до уровня цен РК, и сразу же на приграничных с Россией АЗС существенно снизились продажи топлива, поскольку пропала заинтересованность в вывозе ГСМ из Казахстана. Но буквально через месяц пошел резкий рост розничных цен в соседних странах, и уже осенью, несмотря на увеличение производства дизельного топлива, снова возник дефицит.

— В этом году диспаритет цен сохраняется. Как итог, в марте т.г. мы видим рост потребления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15%, — отметил спикер.

В такой ситуации казахстанский дизель будет однозначно «утекать» в другие страны в еще больших объемах. Уже в этом году наша страна может столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тыс. тонн. И если раньше дефицит частично перекрывался за счет наращивания объемов производства, то сейчас наши НПЗ работают на пределе своих возможностей.

Вот и получается, что Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам.

Правительство принимало все возможные меры: был введен запрет на вывоз ГСМ железнодорожным и автомобильным транспортом, приняты законодательные нормы, обязывающие ресурсодержателей продавать ГСМ напрямую заправочным станциям, устранены непродуктивные посредники при поставках нефти и реализации нефтепродуктов. Кроме этого, в августе прошлого года был введен механизм дифференцированных цен (для иностранцев — 450 тенге/литр) и лимит заправки (не более 300 литров в день). Однако теневой экспорт всегда находит возможности для обхода ограничительных мер. Очевидно, что с текущими ценами, сколько не увеличивай производство ГСМ, переток в соседние страны, где цены выше, так и будет продолжаться, невзирая на ограничения — «серые» схемы будут усовершенствоваться. Все это создает теневой рынок и наносит ущерб национальным интересам Казахстана.

Единственным решением становится снижение ценовой разницы между Казахстаном и соседними странами.

— Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг — повысить предельные розничные цены, в частности:
— на бензин марки Аи-92 и Аи-93 со 182-187 (в зависимости от региона) до 205 тенге за литр (рост 11%);
— на дизель — 295 тенге за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230 до 260 тенге (в среднем рост 20%).

Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны, — добавил министр.

Статьи по Теме

Back to top button