ГорожанеИнтервью

Разговор с писателем: что почитать?

Трудно ли быть писателем сегодня, какие жанры предпочитает аудитория и как детей научить полюбить книги? Мы задали эти вопросы столичному автору Нариману ИБРАГИМУ.

— В потоке разных жанров, тем и направлений насколько трудно писателю найти сегодня свою нишу?

— Трудно, как и в любой профессии. Эрнест Хемингуэй однажды сказал фразу, которая звучит примерно так: «У каждого настоящего писателя в голове должен быть встроен детектор самоцензуры. Если его нет, то он не сможет стать писателем». Как правило, когда ты только начинаешь писать, тебе непонятно, что может зацепить читателя, что ему понравится. Это как темный лес, вполне есть такой вариант, что возникшая идея, которая тебя привела к писательству, может не иметь запроса у аудитории. Да и к тому же автор не сможет быть универсальным и угодить всем предпочтениям. Когда человек только пришел в эту сферу, он как слепой котенок, пробует, нащупывает, что писать и для какой аудитории. Многие из-за шквала критики и непонимания бросают и сдаются, но есть и та часть авторов, которая продолжает развивать свои писательские навыки. Лично для меня был переломный момент, когда на одном сайте мне написали очень подробный и развернутый комментарий к моему произведению. Пару дней тогда не решался прочитать и в какой-то из вечеров ознакомился с ним. Он начинался так: «Ты не обижайся, я не пытаюсь тебя задеть, но у твоего произведения есть такие недостатки. Я не из числа троллей или хейтеров, которые пытаются задеть, а хочу помочь тебе улучшить произведение». И дальше конструктивно описал, что хотел бы увидеть как читатель.

К сожалению, в мире Интернета есть число пользователей, которые хотят задеть и тем самым погасить творческий запал. Нужно уметь отличить свою аудиторию от просто проходящих мимо читателей.

— Сложно ли в наши дни авторам издавать свои книги? Что вы думаете о новых способах распространения информации через интернет-страницы, литературные форумы, виртуальные журналы, блоги?

— Сейчас абсолютно нет, проще, чем, скажем, в 2000 году. В век информационных технологий, конечно, стало трудозатратнее выпускать бумажные книги. Только посудите, нужны финансы на типографию, корректоров, художников, накладные расходы и многое другое. По факту сам материал может стоить 700 тенге, но с учетом привлечения вышеуказанных специа­листов стоимость одного экземпляра может доходить до 2-3 тысяч тенге. Несмотря на это, бумажный формат до сих пор пользуется популярностью у людей. В плане выпуска электронные книги дешевле, да и если овладеть навыками пользования программами, обложку писатель может набросать и создать сам.

Я знаю одного писателя, который выбрал очень интересный стиль для своих книг. На первой обложке он выбирает картинки и наброски рисунков, которые будто небрежно сделаны от руки. И людям это нравится.

В пользу печатных изданий могу сказать, что ранние и редкие произведения некоторых авторов сегодня стоят баснословных денег или вовсе хранятся в частных коллекциях. Возьмите того же Фридриха Ницше и его философские размышления, но людям они казались странными. Самые первые издания выпустили тиражом около 500 экземпляров, а так его в свое время практически не печатали, он бедствовал, при жизни его никто не признавал, его идеи казались людям странными, а где-то и вовсе антигуманными. Спустя много лет произведения начали печатать, а самые первые произведения нашли свое место на полках у коллекционеров.

Говорить о том, что рынок печати уходит в закат, нельзя. Всегда будут люди, которые предпочитают сесть с чашечкой кофе в осенний день у окна и окунуться в мир героев со страниц книг, они получают от этого огромное эстетическое удовольствие. Знаете, это можно сравнить с неким ритуалом, когда прочесть за утро пару десятков страниц становится хорошей традицией. Да и если не было бы интереса к бумажной литературе, то сегодня книжные магазины вовсе не существовали.

Что касается распространения информации через интернет-страницы, то нужно понимать, что здесь велик шанс, что твое произведение скопируют и выдадут за свое или же, выкупив права на чтение, разместят на пиратских сайтах в бесплатный доступ. И тогда у автора пропадает, так скажем, бонус за выпущенную главу или книгу. Раз мы говорим о литературе, то можно сравнить с Робин Гудом, который покупает книги и дает их бесплатно читать другим, отбирая тем самым вознаграждение у писателей. И, к сожалению, с такими сайтами ничего не поделаешь. Это как у медузы Горгоны отрубить голову. Так и здесь — закрывается сайт, через некоторое время его же открывают под другим доменным именем.

— Вы наверняка изучаете аудиторию онлайн-платформ. Какие жанры, сюжеты предпочитает читатель сегодня?

— Не могу быть объективным, потому что интересуюсь жанрами, которые сам пишу. Но точно могу сказать, что во все времена будет популярно фэнтези. Оно приобрело актуальность в 2000-х годах после выхода экранизации трилогии «Властелин колец» Толкина. После этого людям стали интересны такие герои и темы, как эльфы, гномы, тролли, маги.
Это, можно сказать, бессмертный жанр, который внутри еще делится на темное, эпическое, городское и т.д. Приобрел популярность новый жанр — бояр-аниме (произведения на стыке жанров боевых искусств, научной фантастики и магического фэнтези).

В Интернете люди также читают произведения жанра литературного РПГ (LitRPG), когда сюжет компьютерной игры переносится в сюжет книги. Как-то еще в 2009 году на одном форуме написали, что этот жанр не проживет и одного года. Но спустя 13 лет он завоевал интерес читателя.

Еще одно направление, которое интересует читателя, — альтернативная история. За основу авторы берут какой-нибудь временной период истории, помещают туда персонажа и происходит совершенно нехарактерное развитие событий для того периода. Предпосылки, можно сказать, были еще в период, когда снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Эта тема уже буквально витала в то время, а вероятно и раньше. К примеру, Марк Твен и его произведение «Янки… при дворе короля Артура». Он практически написал в то время канву человека из нашего времени. Высокий спрос остается на жанр английского и американского детектива. Многие современные сериалы сейчас созданы на их основе. Можно сказать, что база XIX-XX веков есть, но, к сожалению, наши авторы мало создают такие произведения.

У нас почему-то не любят жанр ужасов, хотя, посмотрите, какие великолепные произведения создал Стивен Кинг. В СНГ даже на фильмы этого жанра ставят низкие оценки, когда это может быть хороший фильм.

А в США, наоборот, чем страшнее фильм, чем больше он вызвал эмоцио­нальный отклик, тем выше оценки. Поэтому в выборе книг и фильмов этого жанра нужно слушать внутренний голос и обратить внимание на предисловие автора. Пенсионеры, как мне кажется, больше предпочитают исторические приключения или социальные истории. Дети выбирают манги и китайские комиксы.

Если мы говорим о книгах, то люди не просто так выбирают ту или иную историю. Хоть ненадолго человек хочет покинуть объективную реальность и оказаться на месте главного героя и прожить его чувства, мысли, историю, его приключения. Если автор хорошо поработал, ассоциация себя с главным героем должна произойти после первых 4-5 абзацев.

Почему у нас не так популярен жанр социальных историй или драм? Так они не дают того эффекта, когда люди пытаются убежать от реальности. Если брать условно, то для кого, например, писал Федор Достоевский? Для знатных людей, купцов, аристократии, образованной прослойки населения. Ведь в то время очень многие люди просто не умели читать, а знать еще раз бы для себя убедилась, как хорошо она живет.

— Частенько взрослые сталкиваются с такой проблемой, что большинство детей не любят читать и не могут найти правильный подход, чтобы привлечь к этому. Как, на ваш взгляд, стоит поступать в таком случае? Что необходимо сделать, чтобы повысить культуру чтения подрастающего поколения?

— Нужны интересные книги, способные увлечь. Из-под палки заставлять читать — это крайне малоэффективное занятие. Ребенок должен прийти к книге сам, на примере родителей. Если сами родители этого не делают, то ребенок тоже ничего, кроме школьной программы, читать не будет, потому что можно дать ребенку тысячу правильных и полезных наставлений, но учиться и формироваться он будет в основном не по тому, что родители говорят, а по тому, что они делают. Лучший способ привить детям любовь к чтению — начать с их родителей. Нужно показывать пример и желательно, чтобы это были качественные произведения. Только тогда выработается хороший вкус.

— Что делает писателя хорошим писателем?

— Встроенный детектор самокритики. Если его нет, то писатель будет просто писать в стол. Автор — это идея. И ты заранее не знаешь, что понравится людям. Если бы писатели знали, что людям точно понравится, сейчас у нас были бы полные полки бестселлеров. Все актуальные темы были бы уже давно написаны. Причем еще во времена Достоевского. Но даже сами люди не знают, что хотят прочитать наверняка через год, 5 или 10 лет.

— Как вы думаете, писать детям легче, чем взрослым?

— Детским автором очень тяжело стать. Детям взрослые книги почему-то не нравятся. Они о каких-то других проблемах взрослых. А автор, который может раскрыть детские проблемы, должен быть предельно понятным для ребенка, думать, как он, и предполагать, что ему нравится. Корней Чуковский, Агния Барто, Михалков, Маршак, Успенский, Николай Носов. Их произведения были о простых вещах, понятных каждому ребенку. А сейчас мы продолжаем цитировать их уже подрастающему поколению.

В тему

В Сенате состоялось обсуждение закона по вопросам образования, наставничества и безопасности детей.

Как отметил спикер Сената Маулен АШИМБАЕВ, читательская грамотность казахстанских школьников падает. Рейтинги международной оценки качества образования ОЭСР PISA последних лет свидетельствуют о значительном отставании успеваемости от сверстников из стран ОЭСР. Такая ситуация, по мнению Маулена Ашимбаева, вкупе с чрезмерным увлечением соцсетями грозит потерей ключевых навыков как для жизни, так и формирования профессионализма.

В сложившейся ситуации Маулен Ашимбаев обозначил необходимость принятия специальной программы по повышению читательской грамотности. Он также подчеркнул, что результаты исследований — это не просто статис­тические данные, а инструмент для принятия решений и инструкция к дальнейшим эффективным действиям по решению проблемы.

— Во-первых, в этом направлении нужна специальная программа в рамках Министерства просвещения по повышению читательской грамотности. В целом нужно очень серьезно относиться к результатам такого рода международных исследований. Полученные результаты говорят о необходимости принятия соответствующих мер. Возможно, есть необходимость в разработке национальной программы по развитию читательской грамотности по опыту стран-лидеров, — отметил спикер Сената.

Эту же тему обсудили на встрече министра культуры и информации Аиды БАЛАЕВОЙ с редакторами детских печатных изданий «Творческая интеллигенция — детям Казахстана».

В своем выступлении министр культуры и информации РК подчеркнула важность привития подрастающему поколению интереса к искусству, образованию, науке, литературе посредством печатных изданий.
Аида Балаева обратила внимание на необходимость применения современных технологий и креативных идей при создании детского контента.

Участники обсудили актуальные вопросы развития современной детской литературной индустрии, повышения роли печатных изданий в их образовании и развитии, производства креативного контента.

По итогам мероприятия принято решение об организации комплекса мер по поддержке творческой интеллигенции, создающей произведения для детей и молодежи, проектов детских изданий в рамках креативной индустрии, о проведении отдельной секции на детскую тематику в рамках Форума отцов и Форума родителей.

Статьи по Теме

Back to top button