Реальные угрозы виртуального мира
В этом году на территории столицы было зарегистрировано более 4100 фактов интернет-мошенничества. Ущерб, нанесенный киберпреступниками астанчанам, составил порядка 3 млрд тенге, из которых было возмещено только 424 млн.
«Привет, ты можешь занять мне 420 тысяч тенге, плиз?». Такое сообщение автор этих строк получил на WhatsApp с номера, по которому общался всего один раз, за пару месяцев до этой странной просьбы, якобы исходящей от человека, которого вживую не видел ни разу. Надо полагать, это сообщение получили и другие контакты взломанного мошенниками телефона. Параллельно в Telegram-канале мне настойчиво предлагают непыльную, но при этом хорошо оплачиваемую работу, суля за постановку лайков сказочные суммы, правда, после внесенного мной денежного взноса. На улице некий весьма навязчивый тип слезно умоляет меня принять на мой телефонный номер деньги и сразу же обналичить их через банкомат, благо тот по счастливой случайности находится рядом. А недавно мой хороший знакомый, человек весьма неглупый и практичный, совершил, казалось бы, выгодную интернет-сделку, по итогам которой остался и без товара, и без внесенной предоплаты.
Главное отличие киберпреступности от других видов криминала заключается в том, что за последние годы она стала чем-то обыденным. Телефонные звонки, выгодные предложения в соцсетях – кто с этим не сталкивался? И вроде все уже грамотные, ученые, все преступные схемы давно и подробно разобраны. Однако мошенники снова и снова находят себе жертв, и нет никакой гарантии, что среди них не окажешься ты, стоит только зазеваться, пожадничать, поторопиться, испугаться. А посему имеется веский повод еще раз вспомнить о том, как действуют аферисты Всемирной паутины и как их вовремя вычислить.
Деньги в пустоту
Интернет-торговля – главная вотчина мошенников. Для них главное выманить у вас деньги, после чего можно спокойно раствориться на просторах Интернета. Аферист может здесь выступать как в роли продавца, так и в качестве клиента. В любом случае быстрая сговорчивость, чрезмерная щедрость и желание провести сделку сию минуту сразу должны насторожить. Но есть и нюансы.
Вариант – мошенник в роли покупателя.
- Клиент готов быстро приобрести товар, не особо интересуясь его качеством, он сразу переводит разговор к способу оплаты.
- Покупателю для оплаты непременно требуются реквизиты вашей карты, включая персональные данные: фамилию-имя латиницей, срок действия и CVC-код (мошеннику это нужно для того, чтобы он сам легко смог расплатиться вашей картой в Интернете).
- Лже-клиент просит сообщить ему различные коды, которые придут к вам на мобильный телефон, якобы необходимые ему для совершения платежа.
Вариантов, когда аферист выдает себя за продавца интернет-магазина, больше.
- Первое, на что нужно обратить внимание, – это отсутствие адреса и телефона. Как правило, мошенник ведет переговоры через электронную почту или программы обмена мгновенными сообщениями.
- У продавца отсутствует реальное имя, обычно он скрывается за «ником».
- Стоит обратить внимание на количество объявлений. Мошенник-продавец, как правило, зарегистрирован на сервисе недавно, и чаще всего объявление о выгодной для вас продаже – его единственное сообщение.
- Следует внимательно изучить объявление. Человек, который изначально предлагает фейковую услугу, не заинтересован в качестве своей рекламы и вряд ли будет сильно на ней заморачиваться, посему такие объявления часто публикуются небрежно и с ошибками.
- Фото предложенного товара отсутствует. Как вариант, аферист может поставить эффектный снимок данного товара, взятый из Интернета. Здесь можно поработать с поисковиком. Как правило, вы найдете это фото на каком-нибудь другом сайте.
- Самая частая приманка – низкая цена товара. Настоящий торговец, даже если ему срочно нужно продать его, не будет ставить цены ниже рыночных.
- Один из главных признаков – требование полной или частичной предоплаты.
- Оплата принимается только на анонимные реквизиты: электронные кошельки, пополнение мобильного телефона. И часто на имя другого человека, которого мошенник обычно выдает за партнера или родственника.
Мораль: при покупке товара в Интернете необходимо внимательно изучить всю информацию интернет-сайта, почитать отзывы клиентов, сверить цены на интересующий товар на других площадках, найти сведения о продавце и магазине (адреса, телефоны, записи в социальных сетях, наличие службы доставки). Как правило, если торговля ведется честно, найти это не составляет труда. Также интернет-магазины не требуют предоплаты, торгуя по принципу: оплата товара после доставки.
Кроме того, категорически нельзя сообщать информацию о своих банковских картах.
Коварный вирус
Главный источник и носитель информации современного человека, в том числе и финансовой, – это сотовый телефон. Немудрено, что кибермошенники всячески хотят получить доступ к вашей мобиле. Делается это при помощи вредоносных ссылок, которые они пытаются запустить через SMS, сообщения посредством мессенджеров Telegram или WhatsApp.
Задача мошенников – заставить вас пройти по вредоносной ссылке. И здесь их фантазия не знает удержу. Вам может прийти просьба проголосовать за ребенка, якобы участвующего в конкурсе. Сообщение о выигранном призе. Страшилка о взломанном аккаунте, с требованием срочно пройти регистрацию. Вариантов много. Вот самый свежий из них. На мессенджер приходит некий файл и подпись: «Это ты на фото?». Расчет здесь на банальное любопытство – жертва пытается открыть файл с фотографиями, но вместо них скачивает себе пресловутый вирус.
Лучшее средство борьбы с этой схемой – профилактика. При получении подобных сообщений просто не ведитесь на них, не проходите по указанным ссылкам и не активируйте их. Лучше удалите указанное сообщение, а если опасаетесь, что вредоносная программа все-таки проникла в ваш телефон, проверьте через опцию «Связанные устройства».
Признаками заражения мобильного устройства могут быть блокирование операционной системы и входящих SMS-сообщений, отправка искусственно сгенерированных мобильным устройством сообщений. Зараженный мобильный телефон следует немедленно выключить, а SIM-карту перевыпустить у оператора.
Если к мобильному устройству привязана банковская карта или банковские услуги, то необходимо срочно связаться с банком, заблокировать карту и приостановить обслуживание по счетам. Если с помощью телефона это не удается сделать, то необходимо обратиться в ближайшее отделение банка.
В случае если с телефона или банковской карты похитили деньги, необходимо в день совершения хищения обратиться в банк с требованием вернуть денежные средства, заблокировать этот счет и запретить перевод денежных средств с него на другие счета. После получения ответа от банка с выпиской по счету следует обратиться в полицию.
В случае если мобильное устройство используется для доступа к страницам в социальных сетях, то необходимо с другого устройства либо компьютера выйти в социальную сеть и сменить привязанный номер телефона.
Мошенники будут использовать контакты, имеющиеся в вашем мобильном устройстве, отправляя вашим друзьям, знакомым, коллегам вредоносные сообщения, как правило, с целью выманить у них от вашего имени деньги. Поэтому если ваша мобила взломана, необходимо предупредить всех о возникшей проблеме, дабы число жертв киберпреступников не возросло.
И другие «официальные лица»…
Но самым частым видом мошенничества по-прежнему остается телефонный шантаж.
Родственник, попавший в беду и срочно требующий денег, – старая, но, увы, до сих пор эффективная разводка, направленная прежде всего на людей преклонного возраста. Поэтому необходимо просвещать об этом виде мошенничества пожилых родственников.
Звонки от имени «официальных лиц» рассчитаны на широкие слои населения, поэтому более разнообразны.
Чаще всего звонящий представляется сотрудником банка, пугая подозрительными операциями, связанными с вашими счетами и требуя перевода денег на «запасной» счет, установки программ удаленного доступа или ваших конфиденциальных данных – реквизитов счетов, банковских карт, пин-кодов. Второй вариант – представитель силовых структур (следователь, агент спецслужб, прокурор). Здесь вас обвиняют в неких преступлениях или требуют вашего участия в некой операции, в которой непременно будут присутствовать ваши счета. Более новые варианты – менеджер компании сотовой связи, информирующий вас о якобы просроченной телефонной карте, или важный чиновник (ревизор, аудитор). Достижения искусственного интеллекта позволяют мошенникам не ограничиваться только разговорами, для убедительности они используют и видеоизображения (например, человека в форме), звонок от начальника или коллеги (сгенерированный ИИ). «Банкиры» и «менеджеры» стараются убедить, «силовики» запугивают, часто в схеме участвует несколько «официальных лиц», суть одна – заставить вас перевести деньги на чужой счет или завладеть вашими конфиденциальными данными.
Авторитет вышеуказанных персон, конечно, велик, но это не повод идти у них на поводу. Так, представители банков никогда не звонят клиентам и не требуют конфиденциальной информации, а сотрудники правоохранительных органов обо всех следственных и оперативных мероприятиях уведомляют в официальном порядке, а не по телефону.
Ну а если есть сомнения, всегда можно проверить информацию через соответствующие официальные органы.
Маска, я тебя знаю!
Мошенник всегда уверен, что в сети его невозможно опознать, он прячется за красивой или грозной маской, суля вам великие блага или, наоборот, запугивая. Действительно, трудно понять, кто он, сколько ему лет, где он находится. Однако существуют признаки, по которым, словно по симптомам болезни, можно быстро понять, что вы имеете дело с киберпреступником. Напоминаем их.
- Мошенник всегда вступает в контакт первым. Это может быть посредством телефонного звонка, объявление о товаре или услугах, появившееся в электронной почте или социальных сетях, сообщения в мессенджерах. Если вам активно что-то предлагают и делают это чересчур навязчиво, есть повод насторожиться.
- Кто бы с вами не контактировал – сотрудник банка, следователь, прокурор, родственник, попавший в беду, темой разговора сразу же станут деньги. Как только вы услышите это заветное слово, можете не сомневаться – вас хотят сделать жертвой чьей-то аферы.
- Пристальный интерес к конфиденциальной информации, касающейся только вас: реквизитам платежных карт, паролям, CVC-кодам. Людям, действительно находящимся при исполнении, это не нужно и даже запрещено. А вот мошенникам необходимо именно это.
- Давление. Угрозы, запугивание – важные инструменты в арсенале мошенников, которые, как правило, умелые манипуляторы и активно используют тактику прессинга, дабы вывести вас из равновесия. Паника всегда мешает думать, поэтому важно не терять голову.
- Спешка. Больше всего ошибок и глупостей мы совершаем, когда торопимся. Аферисты прекрасно об этом осведомлены и пытаются загнать в ситуацию, когда времени на раздумье нет. «Все пропало», «Быстрее», «Будет поздно», «Вы пожалеете», «Скорее» – люди, которые действительно хотят вам помочь, не будут произносить таких фраз. И если вы слышите их, ждите подвоха.
- Некомпетентность. Если вы в теме, попробуйте задать вашим интернет-собеседникам вопросы, связанные с их профессиональной деятельностью. Зарубежный аферист вряд ли владеет вашим языком и наверняка не знает названия улиц вашего города. Так что всегда можно проэкзаменовать «банкира» или «полицейского», как правило, ничего, кроме очередной порции угроз, он вам в ответ не предъявит.
Отсутствие спешки, спокойствие, уверенность, благоразумие и осторожность – это ваши надежные союзники в борьбе с любыми мошенниками.
Максим УДОД