Реформы Президента

Реформы Президента. Мнение общественности

Галья АЛПЫСПАЕВА, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Казахстана Казахского агротехнического университета им. С.Сейфуллина:

— В своем Послании народу Казахстана в сентябре 2022 г. Президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ обозначил одной из важнейших задач модернизации и дальнейшего развития политической системы страны развитие парламентаризма.

Идея состояла в том, чтобы отказаться от старых политических практик и к середине 2023 года осуществить перезагрузку и обновление всех основных политических институтов нашего общества — Президента, Парламента, Правительства, что, по словам Президента, «укрепит политическую стабильность и устойчивость казахстанской модели общественного устройства». В качестве главных механизмов обновления политической надстройки государства были предложены такие, как внедрение нормы однократного президентства, упрощение процедуры регистрации политических партий, переход на смешанную систему выборов в Парламент и маслихаты по партийным спискам и одномандатным округам, публичное обнародование сроков и последовательности нового электорального цикла.

По истечении полугода с обнародования текста Послания можно констатировать, что объявленная Президентом задача претворяется в жизнь. Упрощение процедуры регистрации политических партий способствовало заметному оживлению общественно-политической жизни в стране, появлению новых партий и общественных движений. Даже сейчас, на этапе предвыборной кампании, можно наблюдать, как нарастает конкуренция между партиями. Кроме уже известных казахстанцам и имеющих опыт работы в составе Мажилиса партий, таких как Amanat, ДК «Ак жол», Народная партия Казахстана, активизировалась созданная в 2006 году Общенациональная социал-демократическая партия. Участие в выборах партии «Ауыл» ожидаемо и вполне обосновано, если учитывать, что аграрный сектор играет немаловажную роль в экономике страны. Реально могут претендовать на места в Парламенте и маслихатах новые партии – «Байтак», Respublica. У них есть свое преимущество. Народ хочет видеть в Парламенте новых людей, не обремененных опытом политического долголетия и не ассоциирующихся с прежним режимом. У электората есть надежда на обновление состава депутатов, представляющих интересы более широких слоев и социальных групп населения Казахстана.

С введением в действие новых механизмов формирования Мажилиса и маслихатов появилась возможность выдвигать своих кандидатов как по партийному списку, так и по одномандатным округам в соответствии с мажоритарной выборной системой, чем и воспользовались партии.

Конкуренция и интрига еще и в том, что участие партий в выборах и прохождение ими установленного 5 %-ного минимального порога открывает перспективы иметь своих представителей в Правительстве. Таким образом, партии ведут борьбу за места и в законодательных, и в исполнительных органах.

Реализуются принципы открытости в принятии решений, о которых говорил в Послании Президент. Отказавшись от прежней авторитарной практики, когда высшая власть держала в секрете от общества свои политические планы, Президент всенародно обозначил и обосновал последовательность проведения избирательных кампаний и формирования Правительства. Прошедшие в ноябре 2022 года внеочередные выборы Президента страны, развернувшаяся предвыборная кампания в Мажилис и маслихаты наглядно свидетельствуют о начале перезагрузки и обновления главных политических институтов государства.

Статьи по Теме

Back to top button