Образование

Реформы в образовании: цифры и факты

Глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ в своих посланиях поставил конкретные задачи перед системой образования. Об этом на недавнем брифинге в Службе центральных коммуникаций рассказал министр просвещения РК Гани БЕЙСЕМБАЕВ.

Как отметил министр просвещения, ведомство активно осуществляет комплексную работу в нескольких направлениях, включая обеспечение доступа детей к образовательным услугам, укрепление кадрового потенциала, развитие образовательной инфраструктуры и создание безопасной образовательной среды.

— Наша главная задача — обеспечить каждому ребенку осознанное воспитание и качественное образование. Хочу подчеркнуть, что это работа более 500 тысяч педагогов в более 22 тысячах образовательных организациях, — сказал Гани Бейсембаев.

По словам министра, качественное образование опирается на постоянное расширение профессиональных возможностей педагогов. Система обучения и развития педагогов претерпевает кардинальные изменения.

В этом году 142 тысячи педагогов будут охвачены курсами повышения квалификации. При этом основной фокус направлен на сельских педагогов. Их доля составляет 70%.

— Для подготовки лидеров-профессионалов, готовых к управлению в быстро меняющихся условиях, завершился первый этап отбора проекта «1000 лидеров изменений в образовании». На данный момент 210 казахстанских педагогов уже проходят стажировку за рубежом в рамках международной программы «Болашак» по направлениям «Педагогика» и «Образование». В целях стимулирования педагогов действующие опытные топ-менеджеры будут направляться на 3-6-месячную зарубежную стажировку по программе «Болашак», — отметил спикер.

Министр также подчеркнул, что одновременно будет пересмотрен процесс аттестации учителей, и для автоматизации данной системы разрабатывается национальная платформа. Это значительно улучшит объективность и прозрачность процесса. С начала января 2024 года данная платформа будет запущена в пилотном режиме в нескольких регионах страны.

Дошкольное образование
Сегодня более одного миллиона детей посещают свыше 11 тысяч дошкольных учреждений. Охват детских садов детьми в возрасте от 2 до 6 лет составляет 89,5%. Для решения проблемы нехватки мест в детских садах министерство продолжит работу по расширению сети таких учреждений. По данным ведомства, в текущем году планируется ввод в эксплуатацию 81 тысячи новых мест.

— Для обеспечения прозрачности и удобства при распределении мест в дошкольных учреждениях разрабатывается единая база данных, предназначенная для постановки детей в очередь в детские сады. Интеграция с информационными системами государственных органов позволит родителям избежать необходимости сбора документов, поскольку все данные будут подтверждены автоматически. С 1 сентября более 97 тысяч детей, посещающих дошкольные учреждения, получают бесплатное питание в рамках поддержки малообеспеченных семей. Для привлечения к работе в сфере дошкольного образования профессионалов, начиная с сентября, зарплата педагогов выросла на 30%. Эта работа по улучшению условий труда будет продолжена, — сказал Гани Бейсембаев.

Среднее образование
Что касается деятельности в сфере среднего образования, министр отметил, что она сосредоточена на развитии инфраструктуры, системном решении проблем, связанных со школами, которые считаются аварийными. Государство инициировало процесс создания новых учебных заведений.

— К 1 октября текущего года в стране открылось 77 школ, обеспечивающих 78,5 тыс. ученических мест. К завершению текущего года предусматривается ввод в эксплуатацию еще 165 школ, обеспечивающих 137,7 тыс. мест. Из этого числа 62 школы на 77 тыс. мест будут построены за счет средств Фонда поддержки инфраструктуры образования. Это будет способствовать решению проблемы 12 ветхих и 29 трехсменных школ, — сказал министр просвещения.

— В целях сокращения разрыва в качестве образования между городом и селом модернизируется 1000 сельских школ. Сегодня завершена модернизация около 900 школ. Кроме того, ведется работа по открытию 1000 современных классов по робототехнике, STEM, химии, физике и биологии. В настоящее время 958 школ оснащены современными классами. Эти работы будут завершены до конца года. Проводимые работы способствуют ликвидации трехсменных школ, обеспечению комфортных условий для обучения учащихся, повышению качества общего образования, — пояснил Гани Бейсембаев.
По словам министра, с начала текущего года доля школьных учебников, переведенных в цифровой формат, выросла с 80 до 93%. Этот шаг направлен на сокращение разрыва в образовательном уровне между сельскими и городскими школами путем развития методов обучения.

Обеспечение сельских школ скоростным Интернетом — это ответственность и Министерства цифрового развития, и акимов регионов, отметил в одном из своих выступлений Глава государства. В целом предстоит масштабная цифровая трансформация системы образования, чтобы вывести ее на качественно новый уровень. В первую очередь, нужно до 2027 года провести скоростной Интернет во все школы, отметил Президент.

— За последние три года рейтинг участия школьников из Казахстана в международных олимпиадах продемонстрировал рост как количества медалей, так и повышение образовательного уровня. В ходе участия в олимпиадах формируется и воспитывается талантливое поколение, способное успешно конкурировать на мировой арене. Наша цель заключается в выявлении, развитии и интеллектуальной поддержке одаренных детей, — отметил глава ведомства.

В нынешнем году казахстанские школьники завоевали 23 медали самых престижных международных предметных олимпиад, включая 2 золотые, 11 серебряных и 10 бронзовых наград. В прошлом году на законодательном уровне была введена норма выплаты материального вознаграждения как победителям международных олимпиад, так и их педагогам, ответственным за обучение (1500 МРП за золотую медаль, 1000 МРП за серебряную медаль, 500 МРП за бронзовую медаль).

— У нас есть отличные новости, которыми мы хотели бы поделиться с вами. Впервые в истории нашей страны в Астане будет проведена Международная биологическая олимпиада (IBO-2024), входящая в список семи самых престижных мировых олимпиад. Планируется встреча с председателем оргкомитета этого мероприятия, который приезжает в столицу. Следует отметить, что в этом году наши ребята во второй раз стали чемпионами мира на мировых соревнованиях по робототехнике, — поделился глава ведомства.

Вопросы питания детей
— Исследования экспертов подтверждают, что горячее питание в школе положительно влияет на организм и интеллектуальное развитие ребенка. В связи с этим мы уделяем особое внимание вопросу питания. Ранее бесплатная горячая еда для школьников обеспечивалась лишь в девяти регионах страны, однако, начиная с 1 сентября текущего года, данная льгота будет доступна для 1,4 миллиона учащихся начальных классов и 200 тысяч детей из социально уязвимых семей, в 5-11 классах во всех регионах страны, — сказал Гани Бейсембаев.

Сегодня министерство усовершенствовало нормативно-правовую базу продовольственной системы.

В частности, поставщики услуг должны заранее получить заключение СЭС, усилена деятельность брокерских комиссий, состоящих из представителей попечительского совета, родительского комитета, администрации школы, медицинского персонала.

— Приглашаем всех родителей принять участие в контроле за качеством питания в образовательных центрах. Для этого в школах существуют бракеражные комиссии. Если вы хотите стать членом комиссии, можете позвонить по телефону 8 (7172) 74-25-28 и получить информацию. Кроме того, мы просим всех предпринимателей в сфере детского питания уделять особое внимание качеству продуктов питания. Потому что здоровье ребенка важнее всего, — призвал министр.

— В отношении обеспечения безопасности детей мы ведем совместную слаженную работу с МВД, МЧС и МИО. Сегодня министерством разработаны нормативные правовые акты по вопросам привлечения в организации образования охранных агентств, имеющих лицензии и соответствующий опыт, обновления соответствующего оборудования. Все организации образования, независимо от форм собственности, должны будут обеспечены соответствующими системами безопасности, как видеокамерами и тревожными кнопками с подключением к ЦОУ, системами пропуска, — поделился глава ведомства.

В этом году более 3 млн детей охвачены дополнительным образованием. По поручению Главы государства до 2027 года будет создано 50 детских оздоровительных образовательных центров и 100 крупных объектов дополнительного образования.

— Данные подходы позволят создать новые возможности для личностного развития и успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями и детей из социально уязвимых слоев населения, — сказал Гани Бейсембаев.

Новые школы в столице

В Астане 7 школ откроются в течение этого учебного года. С ходом их строительства недавно ознакомился аким столицы Женис КАСЫМБЕК.

«Это школы, расположенные на пересечении ул. Карасай батыра и Буланты, пр. Туран и ул. № 24. Также на территории действующих школ появятся новые корпуса: в жилом массиве Кирпичный, по ул. Тархана, 16, ул. Таха Хусейна, 5/1, ул. Каркабат, 17, пр. Кабанбай батыра, 9/1. Ранее в начале учебного года открыли 4 школы», — отметил аким в социальных сетях.
По поручению Главы государства в городе приступили к реализации нацпроекта «Комфортная школа». В рамках проекта в течение 2024-2025 гг. будут построены 24 комфортные школы. Они позволят создать почти 90 тыс. ученических мест (в 2 смены). 15 из них будут расположены в районах «Есиль» и «Нура», где наблюдается наибольшая потребность в учебных заведениях.

«Всего до 2027 года планируем построить 65 школ почти на 180 тыс. ученических мест (в 2 смены). Данные меры позволят решить не только текущую проблему перегруженности школ, но и в будущем полностью исключат вопросы дефицита мест. Учебными заведениями охватываем все районы города, в том числе жилые массивы», — сообщил Женис Касымбек.

Колледжи
— На сегодняшний день в 772 колледжах обучается 531 тысяча учащихся. Из них по госзаказу обучается 341 тысяча (в этом году по госзаказу принято 133 (80%) учащихся). В целях выполнения поручения Президента на ближайшие два года запланирован 100-процентный бесплатный охват молодежи востребованными профессиями. В 2025 году объем госзаказа увеличится до 155 тысяч. 70% из них планируется направить на технические профессии, — отметил министр.
По его словам, в настоящее время для выхода на рынок труда в качестве многопрофильного специалиста учащимся предоставлена возможность получить до трех квалификаций. Кроме того, начата подготовка кадров по заказу предприятий. В настоящее время по этому направлению обучаются 20 тысяч учащихся, а в 2029 году планируется достичь охвата 80 тысяч.
— С этого учебного года стипендия увеличена на 50% в целях социальной поддержки учащихся, а в 2024-м планируется увеличить ее еще на 50%. В целях привлечения в колледж профессионально-квалифицированных преподавателей и управленцев были приняты меры по приглашению специалистов промышленности, для которых была установлена надбавка в размере 35%. В целях формирования новых лидеров в колледжах ведется работа по созданию кадрового резерва, — подчеркнул Гани Бейсембаев.

Стоит отметить, что в рамках цифровизации сферы образования с этого года выпускникам колледжей выдаются дипломы с QR-кодом. Его оригинальная версия доступна в мобильном приложении eGovmobile.

— С учетом приоритетов экономики страны, региональной и отраслевой специфики ведется работа по рассмотрению эффективных механизмов финансирования организаций технического и профессионального образования, установлению долгосрочных отношений сотрудничества с работодателями. Рассматривается вопрос повышения норматива подушевого финансирования. При этом на базе колледжей открываются центры компетенций, малые предприятия и студенческие бизнес-инкубаторы, — сказал глава ведомства.

Он также отметил, что с 19 по 27 ноября в Астане с целью повышения репутации рабочих профессий и формирования профессиональных навыков учащихся пройдет республиканский чемпионат «WorldSkills Казахстан».

— Ожидается, что в нем примут участие 545 участников, 520 экспертов, а также приглашенные гости и спонсоры из 20 регионов страны. В этом году на соревнованиях EuroSkills Gdańsk, прошедших в Польше в сентябре, сборная Казахстана добилась лучшего результата в своей истории и завоевала 2 медали и 4 «Үздік медальон». Хочу подчеркнуть, что в нашей стране этой работой занимаются более 500 тысяч учителей, — проинформировал министр.

Он также отметил, что в целях поддержки наших учителей по инициативе Главы государства предприняты значительные шаги по улучшению условий жизни всех учителей в соответствии с Законом «О статусе педагога». Накануне Дня Республики отличившаяся в своем труде учительница школы-лицея № 7 города Семея Абайской области Алма ШУКИЖАНОВА получила звание «Қазақстанның Еңбек Ері». Также еще два преподавателя награждены орденом «Барыс» первой степени.

— В этом году 17 наших коллег получили награду «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы». Педагогам, получившим высокое звание, выплатили единовременную выплату в размере 1000 месячных расчетных показателей. В целях распространения опыта наших учителей-ветеранов среди подрастающего поколения в этом году министерством создан Республиканский совет ветеранов образования. Такие советы открываются в каждом регионе, — сказал глава ведомства.

«Как никогда актуально звучит высказывание учителя нации Ахмета Байтурсынова: «Улучшение жизни народа надо начинать именно с обучения детей». Образование и наука — главный ключ к успеху. Наша важнейшая задача — воспитание и обучение подрастающего поколения по передовым стандартам. Поэтому на сообщество учителей возлагается высочайшая ответственность», — сказал Глава государства, выступая на республиканском съезде педагогов.

По поручению Президента
Министр просвещения Гани Бейсембаев, выступая на брифинге в Службе центральных коммуникаций, особо подчеркнул работу, которая ведется в рамках поручений Главы государства.
Таким образом, с начала 2023 года рекордное количество педагогов получили государственные награды. По его словам, работа по поддержке педагогов продолжается. В частности, с принятием Закона РК «О статусе педагога» снижена учебная нагрузка до 16 часов, на 100% увеличена зарплата педагогов, за присвоенную квалификационную категорию предусмотрены надбавки к зарплате до 50%.

В стране также формируется кадровый резерв из числа сильных педагогов.

— По поручению Главы государства для отбора и подготовки лидеров-профессионалов, готовых к управлению в быстро меняющихся условиях, стартовал проект «1000 лидеров изменений в образовании». В него войдут лучшие педагоги страны, а самые сильнейшие будут отправляться на зарубежные стажировки по программе «Болашак», — отметил глава ведомства.

Впервые с этого года 142 тысячи педагогов пройдут курсы повышения квалификации по актуальным образовательным программам. Это рекордное количество по сравнению с предыдущими годами.

«По моей инициативе в 2019 году был принят специальный Закон «О статусе педагога». За последние четыре года заработная плата учителей выросла в 2 раза. Недавно зарплата воспитателей детских садов увеличилась на 30%. Продлен трудовой отпуск учителей. Учителя были освобождены от всей дополнительной работы, не входящей в круг их прямых обязанностей. Большое значение придается повышению профессиональной квалификации учителей. За три года около 220 преподавателей прошли обучение за рубежом по программе «Болашак». Выросли требования к молодым людям, выбравшим профессию учителя. Стипендии студентам педагогических специальностей увеличены в 2,5 раза. Одним словом, подготовка квалифицированных преподавателей остается приоритетной задачей», — подчеркнул Касым-Жомарт Токаев на республиканском съезде педагогов.

— Особое внимание уделяется повышению качества педагогических кадров в сельской местности. Из 142 тысяч педагогов львиная доля принадлежит сельским педагогам — 106 тысяч, или почти 70%, — сказал Гани Бейсембаев.
Кроме того, по поручению Главы государства совершенствуется система аттестации педагогов. Автоматизируется процесс сбора и обработки информации о педагогах.

По поручению Главы государства начата работа по усовершенствованию системы аттестации учителей. В частности, автоматизируется процесс формирования результатов деятельности педагогов на базе Национальной платформы. Теперь вся информация о деятельности педагога собирается в его личном кабинете. Кроме того, исключено тестирование по педагогике и методике обучения. Учитель будет проходить тестирование только по предмету, который он преподает.
По словам министра, подтверждение квалификационной категории педагога-исследователя и мастера исключается, но будет отслеживаться также посредством Национальной платформы. Выпускники педагогических специальностей, впервые приступающие к профессиональной деятельности либо имеющие перерыв в стаже работы, будут проходить тестирование на диагностику профессиональных компетенций педагога.

Фото Оналхана Онерхана,
Василия Крась

Статьи по Теме

Back to top button