Культура

Реликвия в столице: Английский орган XIX века

В Евангелическо-лютеранской церкви Астаны установили древнейший инструмент — орган 1883 года выпуска. В последний летний день, 31 августа, он был полностью собран и установлен, а в сентябре на нем дали первый концерт.

Пастор Евангелическо-лютеранской церкви Ростислав НОВГОРОДОВ рассказал нам об истории и особенностях этого инструмента:

— Всего в Казахстане насчитывается 13 органов. Но этот — единственный английского происхождения. Остальные в основном немецкие, есть польские. Играют они все примерно одинаково: через трубу поступает воздух, который способствует произведению звука. Разница в работе систем заключается в том, каким образом он туда подается. Наш инструмент подключен к компрессору, который этот самый воздух и подает.
У этого органа 8 диапазонов игры, 2 мануала (клавиш) и 2 ряда педалей для ног. За основными трубами располагается решетка, разделяющая орган на две части. Первая половина, расположенная с лицевой стороны, называется большой орган. Здесь можно увидеть фронтальный ряд труб, а за ним еще три скрытых от посторонних взглядов ряда. Когда органист открывает какой-то диапазон, включается определенная линия труб. В большом органе мануал считается снизу вверх, а не как в классическом варианте. Например, у пианино отсчет начинается сверху. У больших фронтальных труб интересный принцип работы: звучат они не по порядку. То есть при нажатии на несколько соседних клавиш трубы будут издавать звук с разных сторон. В этом ряду труб первая и последняя — декоративные, звук из них не исходит. Если обратить внимание на язычки, можно отметить, что засечек на них нет. Они для декора. Вторая часть органа носит название маленький орган. Его не видно, он находится ближе к задней стенке. Трубы там похожи на фронтальные, но язычки у них меньше. Звучание похоже не на флейту, а больше на средневековую волынку.
У этого органа два ряда педалей: в верхнем всего две, как у фортепиано, а в нижнем ряду их более 20. Педали подключаются к игре чаще всего во время службы. Что касается нижнего ряда педалей, носком правильнее нажимать на «диезовые» ноты, а на «чистые ноты» — пяткой. Если органисту во время концерта срочно нужно изменить диапазоны, можно сделать звук тише, нажав на левую верхнюю педаль. При нажатии на правую, наоборот, орган играет на полной мощности.

Басовые трубы, соединенные с педалями, стоят по правой стороне, но их нельзя увидеть из-за расположения. Изготовлены они из дерева, поэтому звук и получается более низким. Многие думают, что орган — это только передние металлические трубы, но никто не видит заднюю часть. Однако, если подойти к инструменту вплотную, можно разглядеть внутренности.

Самый тихий звук издают далеко расположенные трубы. Сейчас на электронных синтезаторах уровень звука переключается легко, за счет выдвижения клавиш, а на органе необходимо переключать так называемые рычажки с диапазонами, расположенные по обеим сторонам клавиш. Они и позволяют делать звук тише или громче. Для более тихого звучания включают диапазон «дольчиана». Основной диапазон — «принципал» — на нем играют все богослужения, он очень удобен для пения.

Интересная особенность органа в том, что можно настроить дублирование — одновременное нажатие клавиш на обоих мануалах. Получается, что один человек может играть несколько вариантов труб — практически до восьми. В отличие от электронного инструмента на механике играть тяжело, потому что, когда включается совместный режим, органист вытягивает двойной механизм. Пальцами можно почувствовать, что нажимаются клавиши сложнее.

Для органистов предусмотрена еще одна хитрость — можно дублировать басовые ноты на клавиши. Если нужно, чтобы басовая нота, управляемая педалью, переходила на основную клавиатуру, можно продублировать управление: нажимая ногой на педаль, будет происходить автоматическое нажатие клавиши. Также возможен вариант переноса сразу на обе клавиатуры одновременно. Играющий может включить соединение верхних труб и играть только ногами.

Над клавишами есть небольшая съемная дощечка, за которой расположена система с клапанами. При нажатии механизм открывает клапан. Мы не видим всего процесса, но клапаны стоят зеркально — со стороны большого и малого органов.

Если обойти инструмент, можно увидеть большие щиты, в которых располагаются трубы малого органа. Также с этого ракурса виднеются язычки фронтальных труб, при помощи которых они настраиваются. При вращении язычка меняется громкость.

Не связанные с музыкой люди часто думают, что воздух поступает конкретно в определенную трубу прямо из компрессора. Но это не так. Там есть огромная камера, всегда наполненная воздухом. Этот принцип работы можно сравнить с игрой на аккордеоне. Воздух собирается в резервуаре, а при открытии клапанов он поступает в трубы. Эта самая камера скрыта от наших глаз, она располагается за фронтальными трубами и перекрыта доской. Вся система — зеркальная. Камеры, соответственно, тоже две.

Многие гимны лютеранской и католической церквей — средневековые. Если мы хотим полностью их прочувствовать, орган — тот инструмент, который позволяет нам это сделать в большей мере. Электрические синтезаторы не смогут передать нужное звучание. Представить лютеранскую, да и католическую церковь без органа нельзя, получится неполноценная картина. Многие хоралы, которые люди поют и сегодня, писались именно под орган. Встречались варианты, написанные под струнные инструменты, но их количество крайне мало. Орган — инструмент, который создает атмосферу в церкви.

Для комфортной жизни инструменту необходим определенный уровень влажности, так как изготовлен он из дерева. Алюминиевые трубы тоже трудно адаптируются под наш климат. В теплую погоду, перед подачей отопления ему было плохо. Когда начался сезон отопления, ему стало еще хуже. Место его производства — Англия, там же совершенно другой климат.

Изготовлен орган в Оксфорде мастером по имени Мартин. Оттуда его забрали на реставрацию в германскую мастерскую, где занимаются только органами. Когда его забирали, орган был уже нерабочим. Его полностью разобрали и отремонтировали. Это подарок нам от немецкой Евангелическо-лютеранской церкви Мекленбурга. Главная фишка этого органа в том, что он настоящая историческая ценность.

Мастер, занимающийся настройкой инструмента, сказал, что сейчас делают тоже неплохие механические органы, но этот словно старик, который становится ребенком. Ему необходимо постоянное обслуживание. Он действительно старый, во многих местах механизмы могут выходить из строя. Орган сам по себе очень капризный инструмент. Наш спустя месяц после сборки уже приходилось долго и упорно настраивать.
Первым исполнением на историческом органе присутствующих порадовала доцент кафедры фортепиано и органа Казахского национального университета искусств Лариса
ЛАТЫШОВА.

— Для меня большая честь сыграть первый концерт на органе английского происхождения, установленном в Евангелическо-лютеранской церкви. Надеюсь, что его ждет интенсивная творческая жизнь в нашей стране. Ведь именно этот орган представляет большой интерес для профессиональных органистов своим более чем столетним происхождением, — поделилась исполнительница.

Фото Василия Крась

Статьи по Теме

Back to top button