Горожане

Рио Рита, Рио Рита»… вертится фокстрот

Трогательная история столичного коллекционера Камаридена ЖУМЕКЕНОВА, который на протяжении 20 лет искал одну пластинку и незаметно для себя собрал целую коллекцию.

На той заветной виниловой пластинке оркестр Марека Вебера исполняет самую популярную танцевальную композицию 1930-х годов «Рио Рита». Музыка в небольшой комнате звучит как живой концерт, а не как запись почти вековой давности.

– Обратите внимание на звучание мелодии, – говорит Камариден Жумекенов и аккуратно передвигает иголку звукоснимателя. Он впервые обнародовал свою коллекцию специально для нашей газеты.
Играет не CD, а именно оригинальная пластинка, выпущенная когда-то давно, когда в моде были граммофоны и патефоны. Это одна из самых ценных пластинок в коллекции Камаридена.
Старенький патефон с легкостью закрутил пластинку, едва слышится небольшой звук потрескивания, напоминающий атмосферу советского кино.

– Каждый коллекционер к увлечению собирательства приходит разными путями. В моем случае первопричина – моя мама Рымтай, – рассказывает коллекционер.

Как-то в один из вечеров мама Рымтай, вспоминая молодость, рассказывала детям об их совместной с супругом поездке в Москву. Ей навеяли воспоминания после просмотра фильма «Место встречи изменить нельзя».

– В начале 1950-х годов отец Кайриден возил маму в Москву. Молодые, маме всего 23 года. Так, совершенно случайно, на улице в одном из заведений общепита заиграла очень популярная в то время мелодия из этого кинофильма, который она так любила. Мелодия скрасила их вечер, который мама запомнила навсегда, – вспоминает Камариден Жумекенов.

Маме Рымтай было уже за 65 лет, отца к тому времени не было в живых. Тогда Камариден решил найти эту пластинку. К сожалению, на ее поиски ушло около 20 лет. Отыскать заветный раритет ему помог известный коллекционер из Павлодара Наум ШАФЕР.

– Один из почетных журналистов страны Юрий ПОМИНОВ в своей книге «Просто жизнь» писал об уникальной коллекции грампластинок, собранной Наумом Шафером, и, в частности, о том, что она уже не помещается в их с супругой квартире, где также хранится их огромная библиотека. Коллекционеру даже поступали предложения перебраться в Омск вместе с коллекцией, где будут предоставлены все условия для ее хранения, а ему самому – жилье и работа. Однако Юрий Поминов и ряд других активистов прямо давали понять властям города и области, что они могут лишиться уникального шаферовского наследства. И теперь в Павлодаре есть Дом Шафера – во всех смыслах уникальное учреждение, где хранятся коллекция пластинок и библиотека Наума Григорьевича. Там же им с супругой созданы отличные условия для жизни, – рассказывает предысторию Камариден Жумекенов.

В 2000 году наш герой обратился к Науму Шаферу со своей историей поиска. Он много путешествовал за границей, но пластинка его ждала в одном из городов его родины.

– Я очень признателен Науму Григорьевичу, он подарил мне пластинку. Хотя любой коллекционер со своим приобретением сам редко расстается, – говорит ағай.

Наконец пластинка оказалась в руках Камаридена. Теперь нужно было приобрести патефон. Инструмент нашел в одном из музыкальных магазинов Омска. Тогда маленькие, передвижные и удобные в использовании проигрыватели были в ходу. Собиратель заплатил за него немало, но он стоил своих денег – спустя столько лет патефон все еще отлично справляется со своей задачей. К счастью, мама Рымтай успела прослушать пластинку и на время вернуться в молодость.

В поисках герой и сам не заметил, как стал коллекционером.
– Я бывал во многих городах нашей страны, России. Уже вошло в привычку – по приезде, в первую очередь, забежать в антикварные ларьки, коллекционные магазины. Это места притяжения для всех коллекционеров, – говорит Камариден Жумекенов.

Посещая различные магазины звукозаписи, столичный житель собрал свою собственную коллекцию музыкальных произведений казахских исполнителей. Среди его плас­тинок можно встретить записи Розы Баглановой «Мечта девушки», «Жайдарман», «Бұлбұл» Дины Нурпеисовой, «Қаранғы түнде» Каукена Кенжетаева, «Кюй мамена» Кали Жантлеуова, «Қарлығаш» Жамал Омаровой, «Шапи баяу» Байгали Досымжанова и многих других.

Помимо пластинок, наш герой коллекционирует колокола и колокольчики. Как-то в одном из выпусков журнала «Техника – молодежи» он наткнулся на статью «Звон металла» про колокола и их способность издавать ультразвук. С тех пор подсознательно вынашивал идею собрать коллекцию. В архиве хранятся поддужные, подшейные, пастушьи, сигнальные, седелочные колокольчики, бубенцы.

– История вещи – это не только история человека, история семьи. Это частица мировой истории. Кто знает, может быть, и в столице когда-нибудь откроется музей с коллекцией культовых предметов. Ведь эти вещи хранят историю, атмосферу прошлых лет. Они вызывают мощные ассоциативные ряды, – считает Камариден, – память объединяет не только группы, но и очень большие сообщества. Современные люди привыкли жить настоящим, не раздумывая, выбрасывают старые вещи. Очень жаль, ведь многие из них несут в себе целую историю.

Статьи по Теме

Back to top button