Культура

Рождение новой звезды

Гала-балет «Мечты сбываются» состоялся на сцене «Астана Оперы».

Сложно представить, сколько усилий вложено педагогами и молодыми артистами балета, чтобы впервые показать на большой сцене отрывки из партий ведущих солистов: Амина Кисембаева — дебют в партии Медоры в трио из балета «Корсар», Руслан Канагат — дебют в партии Филиппа (дуэт Жанны и Филиппа) из балета «Пламя Парижа», Досхан Зайдин — дебют в партии Арлекина в па-де-де из балета «Арлекинада». Все эти номера обычно исполняют мэтры, балетные корифеи, но упорный труд и счастливый билет, выданный требовательной и всегда стремящейся к совершенству Алтынай Асылмуратовой, дал возможность молодым талантам попробовать себя в этих ролях — сложнейших отрывках из самых известных балетов.
На вечере были и премьеры новых балетных номеров. К примеру, Лимара Айдарова (дебют в сольном хореографическом номере «Этюд №5» на музыку Ф. Шопена) покорила экспрессией в хореографии В. Романовского, резко меняющейся пластикой и драматизмом, так прекрасно передающими быстрые перепады в настроении женщины: то обнадеженной, то безвольно поникшей, то страстно ждущей, то разгневанной, то нежно влюбленной. Удивительно, что этот номер — соло, без привычных поддержек и вращений, создает полное ощущение присутствия на сцене партнера, с которым балерина ведет страстный диалог. Письмо Татьяны в танце — вся гамма переживаний влюбленной женщины после бала.
Хотя сам бал тоже был: в хореографии Дмитрия Брянцева на музыку Ф. Шопена, в исполнении Гульназ Жанаевой и Амира Хвана (дебют) «Призрачный бал» — верх нежности и изящества. Парящая в поддержках-вращениях балерина, тонкие рисунки сплетенных рук, воздушная юбка, легкие шаги — танец невыразимо нежной, взаимной, возвышенной и хрупкой любви, пойманное мгновение счастья.

Имело место и простецкое, случайное счастье в комичном номере со сложнейшей хореографией Константина Боярского «Барышня и хулиган», где дебютировали сразу два артиста — Вега Камар Икбалова и Александр Корнилов. Эта миниатюра о встрече разухабистого плечистого хулигана и хрупкой, с хорошими манерами барышни по характеру и сюжету очень напоминает номер «Старая фотография» (хореография Дмитрия Брянцева). К слову, поставлена она также на музыку Дмитрия Шостаковича, но контраст в характерах персонажей здесь сильнее. И хулиган с размашистыми жестами, развязной походкой с пятки, залихватской демонстрацией своих мускулов и кулаков и невообразимыми по сложности прыжками-трюками, и кисейная барышня благородного воспитания, гибкая станом, изящно пытающаяся избежать опасного знакомства, легкая в прыжке на вытянутые руки к партнеру и скромно поправляющая юбку, как будто сошли с картин художников соцреализма, написаны крупными яркими мазками и оттого так понятны и близки зрителю. Ожившая картинка из прошлого, мастерски передающая дух эпохи, лучше полнометражного фильма. Нельзя не отметить и мастерское исполнение артистов.
Но «мечты сбываются» не только у молодого поколения. Мастера балетной труппы тоже удивили новинками.

Как прекрасна и царственна, по-новому молода с новым партнером (Рустам Чахалов) и по-старому блестяще технична Мадина Унербаева (Басбаева) в премьере классического па-де-де на музыку Д. Обера и хореографии В. Гзовского. Рустам Чахалов все чаще радует нас появлением на сцене «Астана Оперы» в номерах из ведущих партий наших балетов в дуэтах с опытными партнершами: он уже танцевал па-де-де из балета «Спящая красавица» с Айгерим Бекетаевой и Мадиной Унербаевой, а вставное па-де-де — в балете «Жизель» с Шугылой Адепхан. Так закаляется сталь и рождаются новые звезды!

А как приятно увидеть знакомых артистов в новых амплуа! Зрители привыкли к Молдир Шакимовой в современных балетах: Раймонда Ребек, Ксения Зверева, Ширли Эссебум (постановщик балетов Иржи Киллиана), Дьюла Харангозо — все хореографы, работавшие с нашей труппой, неизменно включают Молдир в премьерные составы за гибкость, пластичность, необыкновенный артистизм и неизменную жизнерадостность, которая так и плещет из нее волнами улыбки и горящих глаз.

Но вчера она предстала в партии Китри — в па-де-де из балета «Дон Кихот» — и блистала: поистине железной ножкой она буквально зависала на самом носке пуант и держалась секунд 5, 6 или даже 10 (кто же у нас считает в такие моменты восторга), а какие быстрые и сильные вращения по кругу, и со знаменитыми 32 фуэте справилась! Возможно, в фуэты и были небольшие помарки, но радостно блестящие глаза и неподражаемая улыбка растопили бы лед самого строгого критика. Но только зрители прощаются с артистами на поклонах и апплодисментах, а у балетной труппы после поклонов — традиционное время обсуждения результатов работы. Артисты всегда собираются на сцене, чтобы услышать от педагогов или хореографов все плюсы и минусы и наметить план дальнейшего совершенствования себя, которое, насколько мы знаем, в балете может быть бесконечным.

Зрители привыкли к мэтрам балета — маститым и опытным, блестящим и никогда не ошибающимся ведущим солистам, которые держат невероятно высокую планку. Но если вы видите в афише «Молодой балет Astana Opera», «Будущее и настоящее казахстанского балета», «Мечты сбываются», не упустите шанс посетить. Да, в дебютах бывают небольшие помарки, досадные осечки или маленькие неловкости, но когда наблюдаешь волнение на лицах молодых, дрожание их рук, испуганный взмах ресниц или взгляд в зал, ищущий поддержки, думаешь о пройденном ими пути к большой сцене и хочется только одного — пожелать им удачи и частых выходов на сцену, ведь только на сцене артист растет. Не нужно жалеть громких апплодисментов, которые дороже всего, потому что рождаются от сердца зрителя и напрямую попадают в сердца артистов, дарящих нам такое сложное и прекрасное искусство балета.

Екатерина ЕЖКОВА

Статьи по Теме

Back to top button